Ожесточенные дискуссии о том, что лучше, ADSL или Ethernet, «Стрим» или территориальные сети, сегодня явно теряют свой смысл. Вчерашние конкурентные механизмы перестают действовать. Московский рынок массового широкополосного доступа вступает в очередной, четвертый по счету, этап своего развития.
Первый этап, романтически-гаражный, относился к концу прошлого века. Любительские сети, растягиваемые горсткой энтузиастов, не представляющих толком, зачем они это делают, маленькие сообщества единомышленников, собственные уютные миры, все это было, конечно, довольно здорово, но к собственно рынку отношение имело самое минимальное, сам по себе рынок тогда еще не сформировался. Да и широкополосными те подключения могли называться только с большой натяжкой, конечно, в пределах локалки данные летали, но сеть на несколько десятков пользователей запросто могла подключаться к внешнему миру единственным каналом на 64 Kbps, а то и коммутируемым соединением.
Начиная приблизительно с 2000 2001-го г.г. за «осетенение» начали браться профессионалы с лицензиями и внятным представлением о том, что и как надо делать. Первая сеть «NetByNet» в Орехово, «Домонет» в Кунцево и Крылатском, полигон «Корвет-Телекома» в Коньково ознаменовали начало промышленного подхода и, собственно, рождение рынка. Профессиональные территориальные операторы, делавшие первые шаги, еще не сталкивались друг с другом, занимаясь столблением незанятых территорий. Ввязываться в прямую конкуренцию между собой было бы затеей затратной, отвлекающей и бессмысленной, гораздо проще было придти в район, где еще не было никаких коллег, и построить сеть там. Впрочем, конкуренции хватало и без этого, у домашних выделенок был такой серьезный и могущественный конкурент, как технология коммутируемого доступа. Технология великолепно отлаженная всеми предоставлявшими эти услуги провайдерами, доведенная до технического к тому моменту скорости на диалапе достигли, при условии везения с АТС, 56 Kbps и маркетингового совершенства. Скрэтч-карты оплаты услуг продавались на каждом углу, в стандартный пакет услуги включались почтовый ящик, место на сервере под домашнюю страничку и доступ к ньюсам, а для активации эккаунта от пользователя совершенно не требовалось самолично переться в офис провайдера.
Да, разумеется, свободная телефонная линия, высокая скорость и отсутствие проблем с дозвонкой на модемные пулы являлись зримым преимуществом домашней выделенки, но были у нее и отчетливые недостатки. Необходимость платить заметный (порядка $100 или выше) инсталляционный взнос, долбить стены при вводе кабеля в квартиру и посещать офис провайдера всякий раз, когда необходимо бросить на счет очередной платеж, запросто могли отпугнуть пользователя, тратящего на коммутируемый доступ $7 $10/мес. и спокойно покупающего скрэтч-карту по пути с работы. Чтобы успешно привлекать хотя бы наиболее платежеспособную часть потребителей, от территориальных операторов требовалось устанавливать достаточно привлекательные расценки на трафик. Причем, поскольку уровень цен на услуги коммутируемого доступа к тому моменту был вполне устоявшимся, а территория их предоставления охватывала всю московскую телефонную зону, неудивительно, что разброс между тарифами разных Ethernet-сетей оказывался не слишком уж и велик. Что характерно, dial-up на этом этапе порой оказывался довольно серьезным конкурентом, честные 56 Kbps коммутируемой асинхры в часы наибольшей нагрузки нередко оказывались шустрее поделенного на несколько сот юзеров двухмегабитника, а стоимость скачанного мегабайта на «ночном анлиме» ниже тарифов районного провайдера. И во многих сетях не такой уж и редкостью являлись абоненты, пользовавшиеся выделенкой для круглосуточного пребывания на связи (ICQ и автоматическая проверка почты много трафика не съедали), а для скачивания чего-нибудь объемного запускавшие модем.
Главным фактором конкуренции на этом, втором этапе, было расширение зон покрытия сетей, захват все новых и новых территорий. Глубина проникновения являлась фактором немаловажным, но, все же, вспомогательным, чем выше оказывался процент подключаемых квартир, тем больше у компании было возможностей реинвестировать получаемые доходы в расширение сетей. А поскольку даже самые крупные игроки имели тогда при запуске относительно небольшие бюджеты, порядка нескольких сот тысяч долларов, то от быстроты возврата вложенных средств всерьез зависела скорость развития.
Третий этап развития рынка начался приблизительно в середине 2003-го г. К тому моменту развивающиеся профессиональные Ethernet-операторы уже покрыли территории, на которых параллельно действовало множество любительских (да и не только) сетей, зашевелился, наконец, «Комкор-ТВ», несколько лет не вылезавший за пределы Хамовников и Чертаново, да и между собой они начали сталкиваться все чаще и чаще. На этом этапе впервые всерьез возникла непосредственная конкуренция как между территориальными Ethernet-провайдерами, так и между ними и операторами, предоставляющими услуги на основе других технологий. И здесь главным оружием игроков стала тарифная политика.
Первый серьезный залп сделал «Корвет-Телеком», летом 2003 г. внедривший семейство тарифов без ограничения трафика на территории всех трех своих тогдашних сетей, покрывавших районы Коньково, Строгино и Щукино. На рубеже 2003-го и 2004-го г. тот же «Корвет» запустил свою четвертую сеть в Орехово-Борисово, ранее бывшем безраздельной вотчиной группы компаний «NetByNet», на что последняя незамедлительно ответила внедрением собственных безлимитных тарифов. Весной 2004-го «Корвет» опять столкнулся с другим оператором, на сей раз в Ново-Переделкино, осваиваемом ЗАО «Центел».
Тем временем, в феврале 2004 г. «МТУ-Интел», сделавший ставку на ADSL-технологию, запустил свой продукт «Стрим», ориентированный на частных пользователей. Предлагавшиеся планы, основанные на тарификации трафика, конкуренции с «анлимом» не выдерживали, да и по сравнению с помегабайтными предложениями многих Ethernet-провайдеров оставляли желать лучшего. Вдобавок, подключение к «Стриму» требовало отдельного приобретения оборудования, в то время как Ethernet-интерфейс стал неотъемлемой частью материнской платы любого современного компьютера, да и многие территориальные операторы задолго до того отказались от взимания инсталляционной платы. Зато ADSL-подключение не требовало сверлить стен и протаскивать кабель по стоякам, а главное на огромных территориях, где местные «подвальные провайдеры», зачастую не имевшие даже лицензий, ранее являлись фактическими монополистами, возникла реальная конкуренция.
Ответом на «Стрим» стала массовая волна снижения цен территориальными провайдерами. Многие из них весной 2004 г. ввели «анлим», причем это коснулось не только многочисленных Ethernet-операторов, но и единственного в пределах МКАД провайдера DOCSIS «Комкора-ТВ». Который, отметим, в это же время активно развивал и наращивал свою сеть.
1 сентября 2004 г. «МТУ-Интел» нанес очередной удар, запустив тарифные планы «Стрим-Нео», сравнительно низкоскоростной и не совсем неограниченный, но, все же, «анлим», воспользоваться которым могли весьма и весьма многие жители Москвы. Да, излишне массированная рекламная кампания привела к тому, что оператор начал захлебываться в потоке новых клиентов, не будучи в состоянии своевременно и качественно их обслужить. Да, далеко не всякий желающий мог воспользоваться услугой из-за удручающего качества телефонной меди МГТС. Но этот удар был нанесен на ценовом поле, и на этом же поле воспоследовали ответные ходы других игроков. Поскольку в снижении среднемесячной выручки с одного абонента (ARPU) не был заинтересован никто, в ответ были выдвинуты тарифы, предлагающие за те же деньги более скоростной канал.
Запуск «Стрима-Нео» стал важным событием для рынка еще в одном смысле. Если до того момента и сама компания «МТУ-Интел», использовавшая «послойную» стратегию, и практически все ее конкуренты ориентировались, в первую очередь, на максимизацию прибыли от абонента (у Ethernet-операторов для этого было, помимо прочего, еще и такое веское основание, как потребность в реинвестируемом капитале), то тут ситуация изменилась напрочь. Речь пошла о претензиях на захват рынка или, по крайней мере, значительной его доли, и на то, чтобы обставить конкурентов, стали вбухиваться колоссальнейшие инвестиции (одна только рекламная кампания «Стрима», проведенная осенью 2004 г., оценивалась экспертами не менее, чем в $1 млн.). «МТУ-Интел» оказался не единственным претендентом на захват рынка путем огромных инвестиций, по этому же пути, хотя и с куда меньшим шумом, пошли «Корбина-Телеком», «Комкор-ТВ», недавно переименованный в «Акадо», и «Центел», окучивший к сегодняшнему дню и продолжающий окучивать весьма значительные территории.
Все это время, буквально до начала сентября 2005 г., сопровождалось теми или иными тарифными инициативами тех или иных операторов. За одни и те же деньги они предлагали пользователям все больше и больше гигабайт или мегабит в секунду, последняя по времени массовая волна подобных инициатив пришлась на конец августа 2005 г., явно в преддверии начала нового сезона. Маркетологи компаний хорошо поработали, довольно сложно выдумать какую-то идею, не пришедшую в их креативные головы. За разумные для индивидуального пользователя деньги уже можно, например, приобрести «анлим» с полосой 3 Mbps. Или купить услугу, в рамках которой весьма приличный лимит трафика будет отпускаться без обыкновенного для «анлима» шейпинга, во всю дурь пропускной способности сети, и лишь после того, как эти гигабайты окажутся вычерпанными, канал будет ограничен до привычной «анлимитной» скорости (вполне приличной, отметим). Можно, заплатив за 3 месяца, приобрести не помесячный, а «квартальный» тариф. Можно, можно, можно
Третий этап развития московского рынка широкополосного доступа закончился, причем если говорить о временных рамках, то закончился он 1 сентября 2005 г. К этому моменту на основной части территории Москвы у пользователя, желающего подключиться к Интернету по выделенке, не просто была такая возможность, а он мог выбирать между услугами двух или более операторов, нередко использующих разные технологии. Да, на карте города еще остались некоторые «белые пятна», преимущественно застроенные хрущевскими пятиэтажками, где Ethernet-сетей до сих пор нет из-за экономической нецелесообразности, АТС не обеспечивают технической возможности пользоваться «Стримом», а «Акадо» по каким-то причинам туда не добралось, но на общую картину рынка эти исключения не влияют. Снижение цен, как фактор конкуренции, дошло до своего предела еще раньше, уменьшение ARPU не выгодно никому. Конечно, это не значит, будто гигабайты не будут дешеветь и дальше, но минимальный месячный платеж у большинства операторов все равно не опустится ниже $10. А если пользователь потребляет за месяц, допустим, 3 Гб, ему абсолютно все равно, что у одного провайдера в этот десятидолларовый пакет будет включено 10 Гб, а у другого, например, 15 Гб, неиспользованный трафик все равно «сгорит» в конце месяца. Наращивание полосы на «анлимах» тоже достигло своего практического предела. На традиционных интернет-приложениях, таких, как веб-серфинг, дальнейший рост скорости канала перестает ощущаться где-то на 256 Kbps или 512 Kbps. Ответ удаленного DNS-сервера, своппинг винды, обращение броузера к кэшу или торможение скрипта, формирующего страничку, занимает уже куда больше времени, чем ее непосредственная загрузка, так что дай хоть 3 Mbps, хоть 10 Mbps, разницы не будет. И голос по «Скайпу», и картинки с веб-камер, и интернет-радио бегают по каналам в 256 512 Kbps параллельно с другими приложениями так, что аж дым стоит. Скачивание файлов, разумеется, займет на более высоких скоростях меньше времени (если, конечно, не перегружен удаленный сервер, и нет узких мест по дороге), но это тот случай, когда нет особой разницы, подождать одну минуту или пять. И даже в деле передачи полноэкранного видео нынешние скорости уже почти достигли теоретического предела, который удержится, как минимум до того момента, когда просмотр через Сеть телепередач в формате HDTV станет повальным занятием каждой домохозяйки.
Использование той или иной технологии также перестало быть конкурентным фактором. Это когда мы тщательно считали EBITDA с одного абонента, было важно, что порт на дисламе стоит дороже порта на свитче, а специально приобретаемый пользователем ADSL-модем стоит для него дороже, чем Ethernet-порт, по умолчанию установленный в его компьютере. Какая разница, когда инвесторы готовы вливать в захват рынка миллионы? Если потребуется, те же ADSL-модемы станут раздавать при подключении бесплатно, не такой уж великий фокус. Да, для вещания полусотни каналов или видео по требованию ADSL подходит куда хуже, чем Ethernet, но с первой задачей справляются и традиционные телевизионные кабельные сети, а платежеспособный спрос на вторую не появится, пока DVD со свежайшими фильмами, только-только показанными в кинозалах, продаются на каждом углу по 50 руб. за штуку.
В общем, третий этап благополучно завершился. В сегодняшней конкурентной ситуации какие-то ценовые инициативы, возможно, и сумеют затронуть нестойкие сердца какой-то части потребителей, но основным аргументом в споре между операторами тарифы быть перестали окончательно и, видимо, бесповоротно. Равно как и применяемые технологии.
Что день грядущий нам готовит? Об этом в следующей статье.