Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Кому выгодно?


Денис Ремчуков
Denis@Remchukov.org


Опубликовано: 2006-11-24


Другие статьи этого автора:
Денис Ремчуков
Куда бедному оператору податься?

Денис Ремчуков
WiMAX по-русски


Через века дошёл до нас один из важнейших принципов римского права — Quid prodest? — Кому выгодно? Правда, в основном его применяли в криминалистике, при расследовании преступлений. Как ни странно, он вполне употребителен и при анализе причин появления того или иного регулирующего акта Мининформсвязи. Что, впрочем, вполне объяснимо, учитывая что действующий министр является фигурантом нескольких расследований западных прокуроров.

Появление подготовленного Мининформсвязи Постановления Правительства РФ № 161 от 28 марта 2005 года потрясло участников рынка телекоммуникаций. Законодательный акт в корне изменил правила взаимодействия операторов электросвязи, установив жёсткие правила, кто к к кому, и на каких условиях должен присоединяться.

Прежде всего в нём явно просматривалась попытка запрета технологии передачи голосовых звонков через IP-сеть, хотя и весьма корявая. Не секрет, что VoIP — один из самых доходных видов бизнеса альтернативных операторов, имеющий впечатляющую маржу при минимальных издержках. Для универсальных операторов (я не беру в расчёт всякие лавки с одним-единственным сервером доступа) это означало потерю мощного источника финансирования строительства сети, что ощутимо снижало темпы развития. Ну не развит у нас финансовый рынок так, как у вчерашнего наиболее вероятного противника™. Кредиты дороги, а «длинные» деньги малореальны. Ну не отвыкли мы ещё жить, как в 90-е, одним днём. IPO, равно как и другие инструменты привлечения относительно недорогих источников финансирования доступны только монстрам, владельцами которых являются профессиональные инвестбанкиры. Поэтому наносимый постановлением ущерб вызвал бурю негодования.

Но после анализа буквы закона выяснилость, что для того, чтобы продолжать предоставлять услуги IP-телефонии, точнее, передачи голоса по сети передачи данных в «классическом» её виде (когда звонки на сервер доступа поступают через местную телефонную сеть), достаточно приобрести недорогую телефонную станцию и оформить лицензию на право предоставления услуг местной телефонной связи. В комплексе с не отменённой пока «упрощёнкой» оформления разрешений на эксплуатацию (РЭ) для текоммуникационного оборудования с ограниченным количеством портов, такой расклад является вполне себе выходом, уже неоднократно опробованным различными альтернативными операторами.

А вот если копнуть ещё чуть-чуть, и проанализировать Постановление Пратительства 161 в комплексе с Постановлением Правительства РФ № 310 от 18 мая 2005 г., вводящим принцип «Платит звонящий», Постановлением от 18 февраля 2005 г. № 87, а также Приказом Россвязьнадзора № 51 от 19 июня 2006, получаются очень интересные выводы.

Так всё-таки, кому выгодно? Из года в год показатели МРК (межрегиональных компаний — бывших электросвязей, прим. ред.) ухудшаются из-за неэффективного управления. Причины этого вполне прозрачны и понятны — качество услуг, предоставляемых МРК, не выдерживает никакой критики. В абонентских отделах, как правило, хамло, а в технических службах вообще непонятно кто. Например, чтобы подключиться к МРК-шному ADSL в моей родной Самаре, нужно обойти три инстанции и подождать пару месяцев. Конечно, при таких «закидонах» показатели будут ухудшаться.

Поэтому выпадающие из-за некачественной работы доходы МРК компенсируются, так сказать, законодательным путём. Достаточно принять пару подзаконных актов, чтобы продолжить традиционное для МРК занятие — сравнительно честный отъём денег у населения.

Эффект от «улучшения» законодательства не заставил себя долго ждать. Вот, например, ОАО «Уралсвязьинформ» заработало на CPP 770 млн. руб. — почти 9% от всей выручки за III квартал. А ОАО «Волгателеком» в целом на внутризоновой связи, к которой теперь относятся и звонки на мобильные — аж 1 096 млн. рублей — тоже те же самые 9%. Схожая картина и в остальных МРК. Так что те самые 1 р. 50 коп. за минуту, изъятые из кармана граждан, составили, так сказать залог процветания МРК. Отнять и поделить.

Если почитать пресс-релизы по поводу изменений в законодательство, получается: ППРФ 161 — «навели порядок» на рынке. ППРФ 310 — благо для граждан РФ, бесплатные входящие, а также внедрение в наших реалиях передового западного опыта. При рассмотрении обоих постановлений в комплексе, получается — выставили на деньги граждан. В пользу, понятно, МРК. Подняли рентабельность. Ну и вообще.

Другая пострадавшая от такого законотворчества сторона — небольшие альтернативные операторы.

Уж как только их не гнобили. И строили за их счёт кабельную канализацию и волоконно-оптические сети (почти любые техусловия на прокладку «оптики», выдаваемые МРК, требуют либо восстановить «разбитую» канализацию, либо доложить её, и всё это передать на баланс МРК). И пытались установить заградительные цены на подключение и аренду цифровых потоков местной телефонной сети, не предоставлять доступа к абонентским линейным коммуникациям для развития ADSL. Теперь операторов придавили и на законодательном уровне.

Во-первых, о рентабельности IP-телефонии теперь придется сильно подумать, а про dialup просто забыть. Равно как и про многие услуги, связанные со стационарной телефонной сетью. По факту за то, что абонент МРК, или «альтернативщика», подключенный к телефонной сети общего пользования через МРК, совершит звонок на номер другого «альтернативщика», МРК выставит счёт на сумму от 16 до 20 копеек за минуту. С повсеместным введением «повремёнки», которым сейчас занимается Федеральная служба по тарифам, с абонента дополнительно возьмут еще порядка 20 копеек. При этом МРК, как правило, на повременке не тарифицируют собственные dialup-пулы. Небольшим операторам придется поднимать тарифы, они неминуемо проиграют в конкурентной борьбе, и будут вынуждены прекратить существование. Что характерно, тен-ден-ци-я прекрасно ложится на стратегию МРК по развитию ADSL: получается что порты серверов dialup, высвободившиеся в результате миграции «своих» диалапщиков на ADSL, будут заполнены вчерашними клиентами «альтернативщиков». И не нужно мне говорить о устарелости, бесперспективности, и т. д. dialup — за пределами МКАД он по-прежнему является основным видом доступа в Сеть, и это чей-то бизнес, который будет уничтожен.

И, в качестве итога, немножко цифр, касающихся того, как повлияли поправки в Закон о Связи на отъём денег у альтернативных операторов.

Выручка «Уралсвязьинформа» от услуг операторам связи за январь-сентябрь 2006г. увеличилась на 62,9% — до 4 млрд. 119,3 млн. руб.

Доходы «Волгателекома» от оказания услуг операторам связи в 1 полугодии 2006 г. составили 2 млрд. 057 млн. рублей — (673,7 млн. рублей по состоянию на III квартал 2005 г.)

Доходы ОАО «Северо-Западный Телеком» от присоединения и пропуска трафика за 9 месяцев 2006 г. увеличились более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2 млрд. 652 млн. рублей.

Доходы ОАО «Центртелеком» от услуг российским операторам связи за 1 полугодие 2006 г., увеличились на 2 млрд. 388 млн. руб. до 3 млрд 324 млн. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

А тем временем в недрах ФГУП ЦНИИС зреет заказанный господами из Минсвязи проект Правил присоединения и взаимодействия IP-сетей, который устанавливает жёсткую географическую привязку сетей передачи данных, с разделением их местные, зоновые, и междугородние. Цель его та же самая, что и у предыдущих поправок — подмять рынок под МРК. Если лоббистам удастся протолнуть это постановление, на Интернете в России можно смело ставить крест.


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2024.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня