С риском для кухниАвтор: Юрий Смирнов smir@kvidex.ru В прошлом году Юрий Смирнов развлекался тем, что устанавливал на миниатюрные средства передвижения маленькие видеокамеры. В этом году автор публикаций "Тигр" на даче" ("КТ" #650) и "Танки на Волоколамке" ("КТ" #652) начал настоящую гонку вооружений [Поскольку материалы Юрия совершенно непохожи на все остальные тексты в журнале, он даже предложил открыть нам специально для него новую рубрику - "ХоббиТерра" или что-нибудь еще. Насчет рубрики мы еще думаем, но если и надумаем, то название у нее, наверное, будет немного другое. Например, "Ни-в-коем-случае-не-пытайтесь-повторить-это-дома-Терра". Сам автор с таким предупреждением полностью согласен: "Точное описание технологии я не предоставляю намеренно. Убедительно прошу читателя относиться к заметке, как к художественному произведению, в котором все персонажи и факты выдуманы мною". - Прим. ред.].Как-то ночью приснился мне сон, что игрушечный танк ездит вокруг дачи и стреляет настоящими ракетами, а не пластиковыми шариками (см "КТ" #652/2006). Это стало навязчивой идеей. В Москве стандартные ракетные двигатели для моделей я найти не смог. Их производство в России, по-видимому, прекращено. Нашлось искомое на незалежной Украине, на харьковском сайте "Мир увлечений", по цене около трех гривен за штуку (тип МРД 2,5-3-3). Еще в прошлом году я пробовал дистанционно запустить фейерверочную китайскую ракету с "чудохода" (радиоуправляемой машинки, "КТ" #650), но опыт удачным не назовешь - система дистанционного запуска сработала, однако заряд далеко не улетел, рванув в пяти метрах от "чудохода". Тестирование такой же ракеты в режиме вертикального запуска прошло успешно - ракеты неплохо летали, поднимаясь на 30–40 м - но танки-то вверх не стреляют. Так что от китайских фейерверков пришлось отказаться. К тому же мысль самому сделать ракету с нуля преследовала меня с 2005 года. К ракетомоделистам я обращаться не стал, поскольку у них ракеты летят только вверх. Это не наш путь. АрсеналНайти по Интернету технологию изготовления ракетного двигателя оказалось просто. Я не стал экспериментировать со сложными и ядовитыми составами и остановился на старой доброй "сорбитовой карамели", как на самом безопасном и эффективном топливе. Все компоненты для ее изготовления - сорбит, селитра и сера - обошлись мне в 130 рублей. В субботу, проводив жену с дочкой в музыкальную школу, я приступил к изготовлению "летающего леденца". Недавно мы купили кухню с электрической плитой последнего поколения - и плиту я оценил по достоинству только во время плавки сорбита. Температура конфорки устанавливалась идеально - 120 градусов, и голова не болит, что перегреешь смесь. Но прежде чем приступить к изготовлению топливной шашки, пришлось купить нижеперечисленное оборудование и материалы. - Весы. Сначала я хотел приобрести обычные механические весы с набором гирек. Вы, наверное, помните такие по школьным урокам химии. Но помешала лень матушка. Гугл выбросил меня в Торговый дом "Весы", где мне приглянулся недорогой карманный электронный агрегат со скидкой и доставкой в офис (1500 рублей). Игрушечка оказалась симпатичной - взвешивала до 150 г с точностью ±0,1 г [1]. - Трубка латунная, 5 мм. Куплена в магазине "Хобби" на Братиславской за 125 рублей. Это будущая направляющая для ракеты. - Ватман для черчения. - Клей ПВА. - Алюминиевая трубка диаметром 12 мм. - Металлическая кружка. КатастрофаИз ватмана я накрутил трубочек 12х75 мм - форма для заливки топлива. Отмерил на карманных весах компоненты в заданной пропорции [2]. Сорбит плавился медленно и в текучую жидкость превратился только минут через десять. Я засыпал остальные компоненты и тщательно перемешал смесь, а потом, пока она не остыла, набил три формы. Остатки "леденца" скатал в небольшую колбаску толщиной с копейку. Теперь можно было и перекурить. Вот тут меня бес попутал: захотелось посмотреть, как горит "леденец". Я положил колбаску в фарфоровую китайскую пепельницу, которая стояла на новеньком кухонном столе, поднес сигарету и запалил. Колбаска загорелась хорошо, с большим выбросом дыма. Но через несколько секунд, когда она почти догорела, пепельница лопнула (дрызнула на несколько кусков, будто по ней ударили молотком), а остатки горящей колбаски прожгли в столешнице дыру размером с пятак выпуска 1961 года. Еще более взрывной оказалась реакция вернувшейся супруги… В общем, эксперименты пришлось недели на две приостановить. ПерезарядкаКорпус двигателя я крутил из плотного ватмана на ПВА, сопло - шайба 12 мм с отверстием около 4 мм. В Интернете я вычитал, что удобнее всего делать шайбы из монет - сверлишь в центре отверстие и все дела. Но найти монету диаметром 12 мм я не смог. Для изготовления сопла пришлось сверлить копейки (см. врезку). Дело-то копеечноеВы, кстати, никогда не задумывались, какой диаметр у современной копейки? Предлагаю эксперимент. Невзначай подсуньте копейку коллеге, который считает себя великим технарем, и поинтересуйтесь: - А скажи-ка, Андрей [При условии, что коллегу зовут Андрей. Если его зовут как-нибудь иначе, лучше использовать другой идентификатор. - Прим. ред.], какой у этой монетки диаметр? В девяти из десяти случаев он ответит, что ее диаметр около 10 мм (1 см).
Для 16-мм двигателя сделать сопло оказалось просто. На глаз накернил с десяток копеек - просверлил отверстия по 3,8 мм. В половине случаев я попадал в центр монеты [3]. Для калибра 12 мм просверленные копейки пришлось насадить на винтик от детского конструктора, зажать в патрон дрели и ободрать на шкурке до нужного диаметра [4,5]. В корпус двигателя, скрученного из ватмана, на ПВА запрессовал сопло и оставил сушиться на два-три дня. ПВА сохнет долго. Обмазал изнутри силикатным противопожарным клеем. В следующие выходные вставил в сопло "поджигатель", воткнул высохшие "карамельные" шашки, запрессовал сверху "карамель" эпоксидной замазкой. Теперь двигатель готов к испытаниям. Корпус ракеты (диаметр 18 мм, длина 160 мм) крутил из того же ватмана (в два-три слоя) на ПВА. Трудно было ровно приклеить стабилизаторы, клеил на глаз. На всякий случай сделал шесть корпусов со стабилизаторами разного размера: 10, 15 и 20 мм шириной. К корпусу ракеты после стабилизаторов приклеиваются 5-мм направляющие кольца, скрученные из того же ватмана. И тут меня посетили сомнения. Ракетные моделисты писали на форуме, что внутренний диаметр их движков 18–20 мм, то есть мои изделия могут просто не полететь. Собравшись с духом, я накрутил еще несколько движков с внутренним диаметром 16 мм, а под них - несколько корпусов ракет с диаметром 23 мм [6]. По уму, такие вещи, как самодельные двигатели, надо неоднократно тестировать, мерить тягу, строить графики… И тогда ракета может взлететь на 400–500 м, но мне не был нужен рекордный полет по всем правилам. Тесты я начал непосредственно с запуска готовых изделий. Первые выстрелы Я вышел в поле с пакетом, набитым ракетами и пусковым оборудованием. Конструировать пусковой стол было лень. Воткнул в землю подставку под удочку, насадил на нее ракету. Видеокамеру я не прихватил, поскольку держать и камеру, и пульт управления - рук не хватало. Первый блин вышел комом. Сработал дистанционный поджиг, но двигатель не запустился. Пришлось устанавливать следующую ракету. Опять сработал поджиг, но ракета не сдвинулась с места. Поставил третью. Тут уж сработал и поджиг, и двигатель. Я успел сделать только один кадр, так как ракета моментально ушла с направляющей, поднялась метров на двенадцать, закрутилась по спирали и взорвалась. Слегка прогоревший корпус упал в 15–20 метрах от меня. Эксперимент, можно считать, завершился успешно. Сорбитовую карамель я сварил в правильной пропорции, а систему поджига подправить нетрудно. Что же до полета - так даже у Королева не все ракеты летали. На следующие выходные я продолжил эксперименты. Предварительно, учтя результаты недельной давности, я подкорректировал конструкцию двигателя - усилил эпоксидную пробку, обмотав ее армированным скотчем. Первый старт ракеты с 12-мм двигателем прошел довольно хорошо. Двигатель сработал, и ракета поднялась метров на двадцать, упала и после падения пару раз подпрыгнула. Двигатель работал на земле еще 2–3 секунды [7]. Пуск ракеты с 16-мм двигателем дал те же результаты: ракета поднялась метров на пятнадцать и через 1,5–2 секунды грохнулась метрах в семи от меня c работающим двигателем. Дефект двигателя был выявлен сразу: он слишком быстро прогорал вокруг сопла, давление в нем падало, и тяга становилась недостаточной для продолжения полета [8]. К следующему запуску я усилил сопла стеклотканью на ПВА. И вот что из этого вышло. Первый запуск ракеты с "чудохода" (12 мм) оказался совсем неудачным: двигатель отработал полностью и прожег мою любимую машинку. А сама ракета так и не сошла с направляющей. Последний запуск был сравнительно успешным и дал дополнительную информацию для корректировки конструкции двигателя. Ракета ушла с "чудохода", упала в пяти метрах и громко хлопнула. Опять выбило эпоксидную пробку двигателя и снесло обтекатель, который я так и не нашел. Что случилось с двигателем, хорошо видно [9] [По ходу экспериментальных запусков была протестирована новая камера Canon A640 (10 мегапикселов). Но на ее обзор места уже нет. Смотрите фотки с запусков, видео снималось на нее же.- Прим. автора.]. Итак, ракета с 16-мм двигателем весит около 60 г, ракета с 12-мм двигателем тянет на 30–35 г. Зачем, вы спросите, нужен вес ракеты? Отвечаю: чтобы прикинуть грузоподьемность самика… Направляющий стержень для ракеты найти было не трудно, для стационарного запуска я купил подставку для удочки. А с установкой на шасси "чудохода" пришлось повозиться. Латунная 5-мм трубка в магазине нашлась (алюминиевой не оказалось). У ребенка был реквизирован детский конструктор. Из всего этого хозяйства сложилась часть мобильной пусковой установки. Угол наклона направляющей регулировался дискретно - путем подбора металлических планочек конструктора [10]. Покраска корпусов. Сначала я покрасил корпус серебряным бензольным фломастером. Потом мне этого показалось мало, я вспомнил детство и по дороге домой купил несколько пузырьков лака для ногтей. Лак на ватман лег не очень ровно, но если смотреть издали - сойдет. Кстати, лак для ногтей стоил удивительно дешево - всего 20–30 рублей за пузырек [Мы проконсультировались с женской составляющей коллектива и, в общем, не уверены, что лак за 20 рублей имеет смысл применять еще где-то, кроме ракетной индустрии. Нормальный лак для ногтей стоит дороже. - Прим. ред.]. Фломастером красить корпуса долго, да и краска ложится неровно… А вот красить корпуса серебряной "аэрозолью" гораздо быстрее - 30 секунд, но сушить приходится в сортире, поскольку воняет … Через 15 минут краска высыхает, в ваших руках муляж алюминиевой ракеты из ватмана [11].
|