Таинственные формулы прогресса

Автор: Виктор Шепелев
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №27-28 от 01 августа 2007 года

Летом 1975 года в коридорах исследовательского центра Xerox PARC, где шла работа над компьютером Alto, стало неожиданно многолюдно. В учреждение внезапно зачастили родственники, друзья, знакомые и соседи работавших в центре исследователей. Они являлись по несколько раз, временами даже выстраивались в очереди. Все эти люди приходили вовсе не повидаться с близкими - а "в гости" к текстовому процессору Bravo 3.

70-80-е: Что ты видишь?

Bravo - первый текстовый редактор, работавший по принципу WYSIWYG (What You See Is What You Get - что видишь, то и получишь), в котором картинка на экране выглядела очень близко к тому, что будет напечатано на листе бумаги - со всеми шрифтами, отступами, выравниваниями и т. п. Первые версии Bravo разрабатывала команда Кароля Симония (или Чарльза Саймони в американском произношении - того самого Саймони, что придумал венгерскую нотацию, был крупной шишкой в Microsoft, а недавно летал в космос). Эти версии были очень быстрыми, но и очень неудобными. К счастью, в специалистах по эргономике недостатка не было, и в разработке Bravo 3 приняла участие команда Ларри Теслера (того самого, что придумал, помимо прочего, иконки и контекстные меню, а сейчас - вице-президент Yahoo по юзабилити). Теслер и Тим Мотт к тому времени уже давно работали над "максимально естественным интерфейсом для текстового редактора" (рабочее название - Gypsy), месяцами пропадая в издательстве Ginn & Co. и наблюдая за работой наборщиков, верстальщиков и прочих "потенциальных пользователей" (название "cut and paste" для перетаскивания кусков текста в редакторе - результат именно этих исследований). Разработанный Теслером и Моттом интерфейс, в принципе, был тем самым интерфейсом текстового процессора, который мы знаем и по сию пору: иконки, управление мышью и отсутствие режимов (в Bravo был режим ввода текста и режим ввода команд, между которыми нужно было переключаться).

В результате Bravo 3 (то есть быстрый WYSIWYG-движок Bravo + человечный интерфейс Gypsy) и стал первой программой, к которой "в гости" зачастили простые люди (даже не "пользователи" еще, а просто - люди): набирать и печатать протоколы собраний, брошюрки, объявления и прочую повседневную макулатуру [Видимо, важную роль в такой популярности сыграл еще один свежесозданный компонент системы Alto - лазерный принтер]. Это было объединение и победа двух концепций: отображения, ориентированного на "неподготовленного пользователя"; и управления, ориентированного на него же. Над схожими задачами работал в ту пору весь Xerox PARC, но по хорошо известным причинам глобальный приход "программ для просто человека" был отложен.

Это произошло десять лет спустя, с появлением сначала Apple Macintosh, а затем - Windows. Главным текстовым процессором для обеих систем сразу стал, и по сию пору остается, Microsoft Word - основанный на Bravo 3, который "ушел" из Xerox вместе с Чарльзом Саймони (Ларри Теслер, кстати, тем временем очутился в Apple).

Редакторы текста существовали задолго до Bravo/ Word и концепции WYSIWIG; специализированные не-WYSIWIG-редакторы (программистские, научные и т. п.) живут и здравствуют по сию пору. Тем не менее "ан масс" любые тексты (от записки в три строки до рукописи книги) создаются и редактируются именно в Word’е и его клонах. Тем же правилам "очевидности отображаемого" и "простоты действий" следуют вообще все современные массовые программы, начиная от операционных систем [Интересно заметить, что во времена DOS WYSIWYG-редактор Word так и не сумел нанести решающего поражения не-WYSIWYG-редактору WordPerfect], - то поколение софта, которое изменило мир в конце 80-х - начале 90-х. Правило, на основании которого создавалось "нечто новое", было одно: при компьютеризации любой деятельности главное - сохранить максимально привычное и понятное окружение. На этих условиях мир был согласен меняться.

Заметим, что сегодня, когда огромная часть человечества уже привыкла ко множеству софтовых метафор и понятий, когда подросток без труда осваивает интерфейс телефона из сорока вложенных менюшек, - сегодня это правило себя почти исчерпало. Это подтверждает и новый весьма спорный интерфейс Microsoft Office 2007, который Якоб Нильсен определил как What You Get Is What You See, подразумевая, что новый Офис сразу предлагает готовые типовые решения оформления и верстки, а не требует кропотливо создавать оформление, тыкая по кнопочкам. Общепризнанной революции (пока?) не случилось, но от прежних идеалов мы уже отходим.

За историческую справку спасибо книге: Steve Lohr, "Go To: The Story of the Math Majors, Bridge Players, Engineers, Chess Wizards, Maverick Scientists and Iconoclasts - The Programmers Who Created the Software Revolution".

90-е: На Что ты указываешь?

Почему властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так пренебрежительно смотрит на мир? Лао Цзы, «Дао дэ Цзин»В ноябре 1990-го года в Париже состоялась негромкая и по тону минорная конференция. Там собрались специалисты по гипертексту: одни делали программные гипертекстовые системы для различных отраслей, другие были учеными-теоретиками. Общее настроение было несколько растерянным: в эпоху бурления компьютерных технологий гипертекст воспринимался рынком весьма холодно, как некая игрушка, слишком сложная для массового использования. Лишь немногие из собравшихся с оптимизмом смотрели в будущее.

Одним из оптимистов был молодой англичанин - он пытался найти соратников для реализации глобальной задумки: объединить весь мир в единую гипертекстовую систему при помощи компьютерных сетей. У него была идея и ви,дение: он мечтал о программе для редактирования и отображения гипертекста. Такие программы у многих имелись, но все они были ориентированы на небольшие локальные системы, в которых фрагменты текста и все ссылки между ними хранятся в едином файле, что позволяло контролировать целостность ссылок и корректность всей системы. Идея англичанина этим людям казалась безумием, антинаучной фантазией.

В конце концов, первый браузер и редактор для новорожденного веба Тиму Бернерсу-Ли пришлось писать самому. Он победил. Большинство участников той конференции переквалифицировались в управдомы.

Гипертекст как способ представления данных в информационных системах предложил еще Ваневар Буш в 1945 году. Придумали название и сформировали основные концепции Тед Нельсон и Дуг Энгельбарт в 60-х. То есть к началу 90-х, к Интернет- (он же веб-) буму, гипертекст казался вполне устоявшейся областью, со своими теоретиками и практиками, лидерами и аутсайдерами.

Победа идей гипертекста в форме веба была безоговорочной. Как некогда исследователи в Xerox PARC, ученые в прото-вебе вдруг обнаружили, что "к ним ходят простые люди". Подробности, если позволите, напоминать не стану, лучше поговорим о причинах.

С одной стороны (со стороны "читателя"), здесь была все та же простота "ткни мышью (в ссылку) - получишь результат". С другой - и это было новым, без дураков, открытием Бернерса-Ли, - снисходительность. Снисходительность к формату - браузер попытается отобразить любую страничку, сверстаную неумелой домохозяйкой, если обнаружит хоть какие-то следы HTML-разметки. А главное - что и позволило строить глобальную систему, - снисходительность к целостности, к тому, куда указывают ссылки. То есть можно поставить ссылку на уже/еще/вообще не существующую страницу, и ни веб в целом, ни браузер не рухнет, и даже не поморщится.

В отличие от предыдущего периода, здесь речь уже шла не о компьютеризации привычной деятельности, а о создании чего-то принципиально нового. И мантра здесь новая: прощай ошибки. Так что веб - система весьма христианская по духу.

Этот принцип простоты и всепрощения актуален и по сию пору. Вики и блоги - плоть "нового веба" - со старыми "системами управления контентом" соотносятся примерно так же, как сам Веб - с научными гипертекстовыми разработками.
За историческую справку спасибо книге: Tim Berners-Lee, "Weaving the Web".

2000-е: С кем ты говоришь?

Издали воины терракотовой армии императора Цинь Ши Хуан Ди кажутся одинаковыми, но на самом деле каждый из них неповторим. Хотя «даже если имеются воины, не надо их выставлять» (Лао Цзы)Наконец, совсем коротко о недавнем - о том, что большинство из нас, надеюсь, застало и отследило.

Первая Web 2.0 Conference состоялась в 2004 году. С тех пор, несмотря на множество разъяснительных статей (и даже, кажется, уже и книг), споры о том, что же такое этот самый пресловутый "2.0", не утихают. Впрочем, в некоторых общих моментах спорщики все же могут согласиться. Во-первых, понятие это громкое, чуть ли не революционное. Во-вторых, никаких радикальных изменений софта за вебдванулем не стоит (в том смысле, что "вот эта конкретная программа - это точно ОН"). Но все же некоторый качественный переход - пусть хотя бы только в маркетинге - состоялся, с этим можно согласиться. В чем же он?

Бессмысленно оценивать еще не завершившийся период истории. Но мое предположение таково: количество в качество перешло в той области, которую зачастую (не вполне верно) называют "социальным софтом" [Не вполне верно - потому что цель истинно "социального" софта - сформировать связи внутри коллектива, типа "каждый с каждым", а не "каждый - со всем миром"], но правильнее бы назвать - система типа "податливый мир". Это означает - система, в которой множество пользователей взаимодействует не каждый с каждым, но каждый - со всем целым; при этом у каждого складывается впечатление "участия в чем-то большом и важном, где мой вклад, тем не менее, заметен и существенен". Для построения такой системы, да чтобы она гармонично развивалась и жила, понадобятся и технологии соответствующие, и идеологическая-(модераторская) составляющая, и общий настрой - то, что англо-американцы зовут mindset.

А конкретным примером такого вот "социального проекта", между прочим, является само понятие "Веб 2.0" - с правильно собранным сообществом сочувствующих и участвующих, с поддерживающими технологиями и информационными теориями, актуальными на тот момент (AJAX, фолксономия, блоги), с идеологическим уклоном (открытость, простые стандарты и т. п.). Вполне успешный проект, следующий простому принципу: дай участнику ощущение собственной значимости.

За историческую справку спасибо собственной памяти автора, которая ему покуда не изменяет.


<<Принцип объединения как движущая сила
Все материалы номера
Осторожное движение в сторону завтра >>