Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Прикольная net-культура, или Молчание гусар
Дата публикации:  21 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Четырехлетие крупнейшего русскоязычного развлекательного портала "Чертовы Кулички" прошло практически незамеченным в Русском Интернете. Хотя оно случилось еще 30 июля 2000 года, то есть задолго до того дня, как телевидение отменило развлекательные передачи...

Гусары молчат

В свое время Кулички собрали под своим доменом многие из первых русскоязычных ресурсов (например, "Гусарский клуб", который этим летом разменял свое пятилетие). Через некоторое время Кулички превратились в самый большой развлекательный сервер Русской Сети, перейдя на самофинансирование весной 1999 года. Однако в отличие от прочих формул успеха достойных последователей у такой схемы в Русском Интернете не нашлось.

Впрочем, посудите сами, зачем в 2000 году создавать и тащить в новое тысячелетие какие-то сайты с играми толкиенистов, буриме, народным романом и прочими разносолами, когда надо довести до абсолюта (или до портала, что почти одно и тоже) идею народно-развлекательного куличкинского журнала "Прикол", да так, чтобы уже никто и не вспоминал о дилетантах-первопроходцах.
Кстати, иногда приколы названного журнала имеют сетевую интонацию: "Решил Бог узнать, что внизу делается. Послал на землю Ангела, тот возвращается и говорит: "Господи! 95% людишек - плохие и гадкие, и хороших осталось всего только 5%!" И расстроился Бог, и послал он e-mail этим пяти процентам людей. А что было в этом письме, спросите Вы... Как!? Вы его, что!? Не получили!?".

Надо полагать, что 95% нынешних сетевых людей не столько "гадкие", сколько неразборчивые.
Ибо в последний год в деле сайтостроительства окреп новый жанр - баннерогенерирующие развлекательные ресурсы, которые строятся на основе отжима сетевой прикольно-эротической массы и выкладывания полученной субстанции на сайт. Все это проделывается в промышленных масштабах практически без обогащения словесной руды (имеет место только первоначальная фильтрация и последующая верстка). Надо отметить, что этот жанр крепчает, как русский мат, но самого мата на таких сайтах практически нет - жанр-то ведь коммерческий по своей сути. А голоса "Гусар" уже не слышны в Русском Интернете.

Конечно, и год назад не скрывалось, что, скажем, юмористические "Быки и коровы" создавались с той же целью, что и баннерные сети, то есть как баннерогенерирующий ресурс. Об этом говорит уже сама история происхождения домена BK.ru. Ведь первоначально за основу его наименования была взята запоминающаяся аббревиатура слова "Бизнес-Контракт", а потом под эти две буквы было придумано название, якобы подходящее для смешного информационного ресурса.
Однако эта заметка - не сколько про юмористические сайты, сколько про прикольно-развлекательные. Надеюсь, разница между ними понятна.
Зато не так очевидна разница между самими прикольными сайтами, так как здесь уже, что Ops, что Omen, что FomenkO, все они на одну букву - "О" (понимайте этот каламбур, как хотите). А объединяет их по крайней мере одно общее свойство: подобные ресурсы теперь не выращиваются годами, как на Куличках, а делаются разом - по шаблонам, на скорую руку. К примеру, компания Avantgarde.ru со товарищи в этом году настрогала кучу так называемых баннерообразующих сайтов: tarakan.ru, erotoman.ru, idiot.ru, neznakomka.ru и netcross.ru.
Ни один из подобных ресурсов (которые плодятся, как тараканы.ру) не прикидывается столь же добродетельным, как солидная баннерная сеть. Но все сетевые фокусники, паяцы, горлопаны, сводники и звездочеты не заставляют терзаться окружающих, ибо мы чаще всего замечаем лишь отголоски их активности в виде пульсирования надписей на призывных баннерах (которые словно бы вибрируют от мощного подросткового "Гы-ы!").
3 декабря 1998 года один молодой человек из Донецка по имени Андрей Кравченко открыл сайт Fomenko.ru и вскоре доказал, что основной контингент пользователей Русского Интернета уже вполне сравним по своим потребностям с телеаудиторией (читай, с российским народом). По крайней мере, популярность Fomenko.ru к настоящему времени уже достигла 20 тыс. ежедневных посещений и 350 тыс. ежедневных показов. Единственно, чего теперь, наверное, жаль, так это того, что фамилию "Фоменко" основатель сайта первоначально использовал как всеобщее достояние и, разумеется, безо всяких разрешений от ее обладателя. Из-за этого не только придется делиться деньгами в будущем. Оказался затрудненным и путь Кравченко к всенародной славе. Ведь нынешние веб-билдеры и баннермейкеры неоднократно произносят во время своих обсуждений с полуслова понятную для них формулу "технологии Фоменко.ру". А при ином раскладе мы могли бы говорить про "технологии Кравченко", и тогда, может быть, в конкурсе Знаменитостей Русского Интернета (ЗРИ) Андрей оказался где-нибудь в первой пятерке - вслед за Экслером.

"Стоп, вот тот, на кого я надеюсь, для кого я все муки терпел"

С одной стороны, можно лишь наблюдать отголоски сетевой активности. С другой стороны, у каждого из нас на день приходится штук тридцать вольных хитов и штук двадцать невольных. И следует позаботиться в первую очередь о них.
Так что я не могу сказать, что меня сильно занимает, к примеру, непростая судьба Интернет-журналистики, но меня реально интересует корень проблем нынешних ресуров в жанре бумажной газеты "Отдохни".
Важно сознавать, что для прикольных сайтов, развивающихся преимущественно как накопительные, перехода количества в качество не происходит. Ну не работает для них этот важный философский закон! Так как, к примеру, база данных в 9000 и в 8000 анекдотов для посетителя - одно и тоже.
И когда весь народный юмор окажется растасканным, сверстанным и приватизированным (а похоже, что это случится еще до наступления нового тысячелетия), что дальше будут делать все эти тараканы.ру, в основном питающиеся объедками чужого остроумия? Разбегаться? Нет, конечно, придется и им делать свой оригинальный контент (кстати, "Таракан.ру" упомянут здесь более для красного словца, так как он все же выпускает веб-обзоры собственных обозревателей).

Поэтому, если уж Рунету теперь, как крейсеру "Аврора", суждено стоять на вечном приколе, то важно, чтобы и эта часть net-культуры обозначалась, как в названии этой заметки - без кавычек. В чистом виде идея такой прикольной net-культуры реализована сейчас, пожалуй, только на Newspepper.ru - новой он-лайновой газете "перченых" новостей и комиксов, которой 10 сентября исполнится не четыре года, как Куличкам, а только четыре месяца*.
Этот ресурс в целом тоже довольно графоманский, но при этом он весьма оригинален. Newspepper целиком самостоятельно производит свой контент, и любая его рубрика (вместе с ее концепцией) принимается к запуску, только если ничего в точности такого же еще не организовано на других русских прикольных сайтах. Хотелось бы верить, что будущее именно за такими юмористическим сайтами - со своим лицом, а не только со своим доменом.

Сетевой писатель-юморист Рома Воронежский несколько лет назад высказал крамольную мысль "анекдоты must die". Правда, это было сказано в гостевой книге его собственного сайта, впоследствии предусмотрительно уничтоженной. Однако очень легко понять, что стояло за этой фразой.
Анекдоты - это, как ни крути, простые каламбуры или голые сюжеты. А юмористический рассказ, в общем, ничем не отличается от прозы.
В телеконференции relcom.humor, где пять лет назад начинали письменно шутить как Воронежский, так и автор этой заметки, анекдоты почти забивали своим потоком весь остальной юмор, особенно прозаический. Эпоха веба позволила каждому виду развлечений обрести свое пристанище.
Но после того, как основная публика тоже лет пять будет объедаться анекдотами и приколами из Сети, многие согласятся, что только на женские попки можно смотреть бесконечно, а вот среди текстовых развлечений, может быть, пора отдавать свои предпочтения именно юмористам, а не собирателям ходовых веселостей разного рода.

Вместо заключения, или "Пятнадцатилетний капитал"

Название "пятнадцатилетний капитал" придумал в прошлом году Алексей Ковалев (AlexSYS). Документ, озаглавленный им таким образом, ныне уже недоступен в сети. Поэтому излагаю здесь толкование термина так, как мне оно запомнилось. Опасность многих нынешних инвестиционных проектов в Русском Интернете в том, что их бизнес-планы составлялись в расчете на взрослых пользователей Интернета, на их вкусы и предпочтения. Между тем, нынешняя наиболее активная часть пользователей Интернета - те же самые подростки, которые смотрят, например, MTV. И, следовательно, тот хозяин Интернет-проектов, который ориентируется преимущественно на тинейджеров обоего пола, создает и приращивает свой "пятнадцатилетний капитал", который можно будет использовать как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе.

В приложении к заявленной теме этой заметки ориентация на подростков крайне актуальна (разумеется, я не хочу излишних упрощений и обобщений, типа сведЕния, например, всех любителей порноресуров к поклонникам "мозолистой руки"). Однако те, кому еще рано спешить на Киферу**, предпочитают оставаться на очередном приколе. Благо, в этом, говоря старомодно, плавании по просторам Интернета их теперь ждут почти в каждом порту... для кодировок Windows и KOI8 - в отсутствие всех гарантий и смыслов.

P.S. В дни, когда писалась данная статья, было делегировано новое доменное имя Ugar.ru. Даже ребенок может догадаться, что там наверняка будет такой сайт, что от смеха угореть можно.


    * Главный редактор газеты Newspepper.ru Игорь Чер-ский (прежнее место работы - радиостанция "Серебряный дождь") написал мне по поводу недавнего интерактивью А.Андреева, что, дескать, он, мягко говоря, не разделяет его пафоса по поводу его попыток выставить себя сетевым первопроходцем в деле создания "перченых" новостей.

    ** Кифера - древнее название одного из островов Греции, расположенного при входе в Лаконский залив. Кифера считалась родиной культа Афродиты - богини любви.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексрома, Первый и последний рейс "сетературы" /19.08/
Я пытался экстраполировать сегодняшние тенденции на завтрашнюю реальность. Как там оно случится, я на самом деле не знаю, но одно могу обещать: если вы мне поверили, все будет по кайфу!
Николай Попков, Спам и борьба с ним /24.07/
Практическое руководство для посетителей Дурацкого Музея: как уберечься от нежелательной почты и при этом самому не оказаться спаммером.
Пресс-релизы Медиа-Форума XXII Московского Международного Кинофестиваля 2000 /21.07/
Список 18 лучших отечественных киносайтов - участников конкурса
Лариса Миллер, Почему мы считаем, что музыка должна быть бесплатной /04.07/
Назовите это подспудной тоской по социализму или как-либо еще, но большинство граждан развитых стран в глубине души, по-видимому, верят в то, что некоторые вещи "полагаются" им в силу их неотъемлемого права. Уже входит в пору зрелости целое поколение, которое всю жизнь, начиная с материнской утробы, повсюду сопровождала бесплатная музыка. Либо индустрия звукозаписи найдет способ приспособиться к тому, как современные меломаны воспринимают музыку, - либо вымрет, как вымерли гильдии писцов средневековой Европы.
Антон Ходаковский, Russia-OFF-line? /03.07/
Введение цензуры может произойти почти незаметно - без протестов общественности и судебных исков.
предыдущая в начало следующая
Андрей Травин
Андрей
ТРАВИН
wolf@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: