Интернет: Rinet. Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru. Рекомендуем: управление электричеством с компьютера.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






 

Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка телекоммуникационных услуг и роль государственного регулирования в процессе его развития. В рамках настоящей Концепции рассматриваются вопросы развития телекоммуникационных услуг. Вопросы развития почтовых услуг, радио и телевидения должны быть определены отдельными документами.

Целью настоящей Концепции является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:

— удовлетворение растущих потребностей в услугах связи и ускоренное развитие национальной инфраструктуры;
— предоставление общедоступных услуг связи в каждом населенном пункте России;
— повышение эффективности использования телекоммуникационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности отрасли, создание условий для добросовестной конкуренции.

На современном этапе задачами, которые требуют своего решения, являются:

— совершенствование механизма государственного регулирования, направленного на развитие рынка телекоммуникационных услуг;
— создание условий для эффективной работы операторов связи;
— дальнейшее развитие конкурентной среды на рынке услуг связи;
— обеспечение равных прав для всех операторов связи;
— повышение инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли;
— развитие новых технологий;
— интеграция телекоммуникационного комплекса России в европейский и мировой телекоммуникационные комплексы с учетом национальных интересов;
— совершенствование системы нормативного правового регулирования отрасли.

В настоящей Концепции рассматриваются основные сегменты рынка телекоммуникационных услуг: услуги телефонной связи, услуги мобильной связи, услуги передачи данных и Интернета.

Эффективность формирования современных телекоммуникационных рынков для всех стран зависит от сбалансированности процессов приватизации, либерализации и применяемых методов государственного регулирования. Нарушение баланса приводит к структурным диспропорциям и замедлению темпа создания инфраструктуры, ограничению в развитии рынков услуг.

В настоящее время на телекоммуникационном рынке России наблюдаются серьезные диспропорции: предприятия, владеющие 87 процентами традиционной инфраструктуры, дают только 49 процентов доходов отрасли, а предприятия, владеющие 13 процентами новой инфраструктуры, — 51 процент доходов; капитализация системообразующих предприятий отрасли (2 млрд. долларов США) ниже, чем капитализация трех крупных новых операторов — акционерных обществ «Мобильные Телесистемы», «Вымпелком» и корпорации «Голден Телеком» (2,9 млрд. долларов США); 54 тыс. населенных пунктов в России не телефонизированы, при этом в развитии связи на всей территории страны участвуют только традиционные операторы; тарифы на услуги местной телефонной связи для населения покрывают только 77 процентов затрат.

В настоящей Концепции определяются исходные положения, характеризующие развитие рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации, основные показатели развития телекоммуникационного комплекса на период до 2010 года, состояние действующей нормативной правовой базы в области регулирования отрасли, основные задачи и методы государственного регулирования телекоммуникационного рынка, обеспечивающие его развитие и эффективное функционирование отрасли в целом посредством:

— технологической политики (разработка норм, требований и правил, обеспечивающих целостное функционирование взаимоувязанной сети связи, качество оказываемых услуг и их доступность);
— совершенствования принципов оказания услуг присоединения — обязательность подключения сетей, отсутствие дискриминации, прозрачность и ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности;
частотного регулирования (прозрачность и публичность выдачи частот, проведение конкурсов, конверсия частотного спектра);
— выбора принципов тарифного регулирования, в наибольшей степени соответствующего текущему состоянию рынка телекоммуникационных услуг — снижение до минимума перекрестного субсидирования, оптимизация структуры тарифов по потребительским и региональным рынкам, переход с 2002 года к тарифному регулированию по методу предельного ценообразования;
введения системы универсального обслуживания (обязательное обеспечение базового набора услуг связи в любом населенном пункте России в заданные сроки, с заданным качеством, по доступной цене);
— поддержки отечественного производителя (система рекомендаций, таможенная политика, финансовые инструменты);
реструктуризации акционерного общества «Связьинвест»;
учета национальных интересов при развитии телекоммуникационного рынка.

II. Значимость отрасли «Связь и информатизация» и основные показатели ее развития

Отрасли «Связь и информатизация» принадлежит особая роль в экономике страны, так как ее важнейшей функцией является обеспечение потребностей общества в передаче информации.

Создание российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.

Опережающее развитие телекоммуникаций является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий.

Значение телекоммуникационной отрасли проявляется в постоянном увеличении ее доли в валовом внутреннем продукте страны.

Доля связи в валовом внутреннем продукте развитых стран мира достигает 5 процентов, тогда как для Российской Федерации данный показатель составляет только 2 процента.

Исходя из макроэкономических показателей развития Российской Федерации, определенных в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, рынок телекоммуникационных услуг к 2010 году будет характеризоваться следующим образом:

— объем капитальных затрат составит за 10 лет около 33 млрд. долларов США;
— количество телефонов: в 2000 г. — 31,2 млн., в 2005 г. — 36,9 млн., в 2010 г. — 47,7 млн.;
— количество мобильных телефонов: в 2000 г. — 2,9 млн., в 2005 г. — 9,24 млн., в 2010 г. — 22,2 млн.;
— количество пользователей Интернет — в 2000 г. — 2,5 млн., в 2005 г. — 6,0 млн., в 2010 г. — 26,1 млн.

III. Характеристика нормативной правовой базы в области регулирования рынка телекоммуникационных услуг

К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система нормативного правового регулирования отрасли «Связь и информатизация», которая обеспечивает развитие и функционирование рынка телекоммуникационных услуг и баланс интересов пользователей этих услуг и операторов связи.

Однако существующая система правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг имеет ряд серьезных недостатков.

К их числу следует отнести:

— ограничение рыночного потенциала традиционных операторов связи и создание неравных условий на рынке для традиционных и новых операторов;
-отсутствие эффективных механизмов, регулирующих деятельность по оказанию услуг присоединения;
-отсутствие последовательности в реализации принципов тарифного регулирования, установленных государством;
— отсутствие гарантий и механизма реализации права граждан Российской Федерации на доступ к сети связи общего пользования независимо от их местонахождения и уровня доходов;
— недостаточная защита интересов национальной безопасности страны при решении вопросов участия иностранных инвесторов в развитии национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

IV. Рынок телекоммуникационных услуг в Российской Федерации и его участники

Начиная с 1992 года в телекоммуникационной отрасли проходила реформа, в основу которой была положена приватизация государственных предприятий электросвязи путем их акционирования.

В результате реформы Министерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий электросвязи и прекратило выполнять хозяйственные функции в области электросвязи. В настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выполняет функции государственного регулирования в отрасли. В результате приватизации было создано 127 акционерных обществ электросвязи. Оператором междугородных и международных услуг электросвязи стало акционерное общество «Ростелеком». В процессе развития телекоммуникационного рынка сформировались следующие основные сегменты.

1. Мобильная связь.
Переживает период динамичного роста, в этом сегменте рынка развернулась наиболее острая конкурентная борьба. В настоящий момент в России насчитывается более 2,9 млн. абонентов мобильной связи, что соответствует уровню охвата 2 процента. Количество абонентов мобильной связи увеличивается не менее чем на 40 процентов ежегодно. Наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги мобильной связи. Инвестиционная и маркетинговая стратегия операторов мобильной связи со стороны государства не контролируется. Потенциал роста рынка мобильной связи оценивается как высокий.

2. Местная телефонная связь.
Обеспечивается 92 традиционными операторами связи и около 2700 новыми операторами связи. Доля новых операторов на рынке услуг связи, оказываемых операторами проводной телефонной связи, в целом по России составляет около 15 процентов. Новые операторы связи концентрируют свои усилия на привлечении наиболее платежеспособных клиентов, предлагая им весь спектр самых современных и качественных услуг. Инвестиционная и маркетинговая стратегия новых операторов связи со стороны государства не контролируется. Доля традиционных операторов на рынке услуг связи проводной телефонии составляет 85 процентов. Большая часть традиционных операторов внесена в реестр субъектов естественных монополий, при этом они являются относительно небольшими компаниями (100-300 тыс. номеров). Лишь 3 региональных компании имеют более 1 млн. телефонных номеров каждый. Это акционерные общества «Московская городская телефонная сеть» (3,8 млн. абонентов), «Петербургская телефонная сеть» (1,6 млн. абонентов) и «Электросвязь» Московской области«(1,12 млн. абонентов). Они вместе обслуживают около 22 процентов абонентов в России.

Тарифы и инвестиции традиционных операторов связи регулируются Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства — органом, контролирующим естественные монополии в области связи. Тарифы на услуги местной телефонной связи для основного числа абонентов установлены ниже себестоимости этих услуг, действует система перекрестного субсидирования. Деятельность по развитию местных телефонных сетей является экономически неэффективной. Срок окупаемости капитальных вложений превышает 25 лет. В целях выравнивания своих позиций на рынке высококачественных и современных услуг связи традиционные операторы вынуждены создавать дочерние или совместные предприятия, в рамках которых и реализуется данная деятельность. В течение последних 3 лет наблюдается падение показателей ввода номерной емкости.

3. Междугородная и международная связь.
Здесь доминирует акционерное общество «Ростелеком», которое пропускает около 70 процентов всего междугородного и международного трафика Российской Федерации. При этом операторы других сетей в той или иной степени используют инфраструктуру этого акционерного общества при оказании ими услуг связи. В условиях конкуренции доля акционерного общества «Ростелеком» в этом сегменте рынка услуг постоянно снижается. Наличие перекрестного субсидирования приводит к установлению высоких розничных тарифов на услуги междугородной и международной связи.

4. Передача данных, телематические услуги (включая Интернет).
Один из наиболее быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка, в том что касается роста абонентской базы и развития инфраструктуры. Активных пользователей Интернета в России насчитывается около 2,5 млн. человек. Количество абонентов увеличивается на 50 процентов в год и в дальнейшем также ожидается активный рост. В 1999 году доходы от услуг по предоставлению доступа в Интернет составили в России 190 млн. долларов США. Тарифная и инвестиционная политика операторов связи в сегменте услуг передачи данных и Интернета со стороны государства не контролируется.

Проведенная 1992-1998 годах реформа в отрасли «Связь и информатизация» сыграла положительную роль и обеспечила ее превращение в эффективно функционирующую и высокорентабельную отрасль, которая в будущем призвана сыграть роль системообразующей отрасли экономики. Однако анализ работы традиционных операторов связи в последние годы выявил нарастание негативных тенденций в их деятельности, и прежде всего снижение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Это свидетельствует о необходимости принятия соответствующих решений, направленных на изменение правил регулирования рынка телекоммуникационных услуг с целью его дальнейшего расширения и развития.

V. Конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг и субъекты естественных монополий

Обеспечение конкуренции на всех рынках, включая телекоммуникационный, осуществляется посредством ограничения монополистической деятельности и запрещения недобросовестной конкуренции, а также предупреждения и пресечения подобного рода деятельности.

Законодательством Российской Федерации о конкуренции и ограничении монополистической деятельности предусматривается применение рыночных механизмов регулирования. Вместе с тем в российском законодательстве применительно к отрасли «Связь и информатизация» продолжает использоваться понятие «естественная монополия».

Деятельность субъектов естественных монополий контролируется по 3 основным направлениям:

— ценовое регулирование в отношении товаров (услуг) субъектов естественной монополии;
— контроль за значительным числом сделок субъектов естественной монополии;
— контроль за текущей деятельностью субъектов естественной монополии, а также планами капитальных вложений.

Однако развитие рынка телекоммуникационных услуг во многих зарубежных странах показывает, что в результате технического прогресса и значительного увеличения спроса на услуги связи данный рынок перестал быть естественной монополией. Аналогичная ситуация характерна и для современного рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации.

Деятельность хозяйствующих субъектов в конкурентной среде требует новых принципов государственного регулирования, предусматривающих переход от регулирования хозяйственной деятельности операторов связи в целом к регулированию их деятельности на тех рынках, где операторы занимают монопольное положение.

В основе новых принципов государственного регулирования должны лежать задачи по обеспечению и поддержанию добросовестной конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг, а также по предупреждению, ограничению и пресечению деятельности, связанной с извлечением монопольной прибыли, различных видов недобросовестной конкуренции.

VI. Совершенствование принципов оказания услуг присоединения

Переход к рыночной экономике и либерализация отрасли «Связь и информатизация» привели к появлению новых операторов связи на рынке телекоммуникационных услуг. Перед новыми операторами встал вопрос о необходимости присоединения к существующим сетям других операторов.

Для обеспечения равноправной конкуренции, определения порядка присоединения сетей операторов связи к сети электросвязи общего пользования были разработаны нормативные документы, регламентирующие правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, порядок присоединения сетей электросвязи общего пользования, регулирования пропуска телефонного трафика по сетям электросвязи общего пользования, организационно-технического взаимодействия операторов телефонных сетей связи общего пользования, правила ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, порядок установления расчетных цен (таксы) за предоставление технических средств и сетевых услуг операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования.

Однако анализ практики применения организациями связи указанных нормативных документов показал, что процедура присоединения сопровождается значительным количеством конфликтов и споров, нарушением законодательства Российской Федерации и дискриминацией одних операторов связи по отношению к другим.

В целях обеспечения динамичного и эффективного развития рынка телекоммуникационных услуг необходимо совершенствовать механизмы государственного регулирования в сфере оказания услуг присоединения. Рационально организованная деятельность по предоставлению услуг присоединения обеспечивает взаимную заинтересованность операторов связи в совместном оказании сетевых услуг. Основой для эффективного развития отрасли является создание государством условий, позволяющих операторам связи свободно конкурировать друг с другом на равноправной основе.

В основе механизма государственного регулирования деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения должны лежать следующие базовые принципы:

— обязательность подключения сетей. Присоединяющий оператор, занимающий существенное положение на рынке, не может отказать в подключении присоединяемому оператору и обязан предложить справедливые и разумные условия присоединения;
— отсутствие дискриминации. Присоединяющий оператор при подключении сети присоединяемого оператора должен применять одинаковые тарифы в аналогичных ситуациях, а также предоставлять информацию и сетевые ресурсы на тех же условиях и того же качества, что он предоставляет для своих внутренних подразделений или своих дочерних организаций и партнеров;
— прозрачность расчета цен на услуги присоединения, ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности. При установлении тарифов на услуги присоединения присоединяющий оператор обязан ориентироваться на себестоимость услуги и нормативный уровень доходности на используемый капитал. Присоединяющий оператор обязан вычленить затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг присоединения. В условиях либерализации рынка телекоммуникаций операторы связи вправе сами заключать соглашения об оказании друг другу услуг присоединения. Однако данный процесс должен проходить строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, под надзором и при участии государства.

Основными задачами государственного регулирования в области оказания услуг присоединения являются:

— обеспечение реализации законодательства Российской Федерации в области оказания услуг присоединения и межсетевого взаимодействия;
— разработка порядка и условий оказания услуг присоединения;
— координация деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения;
— организация и обеспечение государственного контроля и надзора в сфере оказания услуг присоединения с целью недопущения злоупотреблений отдельными операторами связи своим положением на рынке;
— обеспечение прозрачности и ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности путем государственного регулирования цен на услуги присоединения, оказываемые операторами, занимающими существенное положение на рынке.

Для определения затрат, связанных с предоставлением услуг присоединения, следует применять систему раздельного учета по видам деятельности.

Контроль и регулирование деятельности по оказанию услуг присоединения должны осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

VII. Тарифная политика

Действующая в отрасли система тарификации телекоммуникационных услуг основана на сочетании принципов свободного рыночного ценообразования и государственного регулирования тарифов в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем услуг связи.

Государственным органам предоставлено право регулировать тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами, внесенными в реестр субъектов естественных монополий.

В качестве важнейших задач государственного регулирования тарифов на услуги связи сети общего пользования определены: максимально возможное удовлетворение спроса потребителей на услуги связи;
повышение эффективности деятельности организаций связи;
обеспечение дальнейшего развития и модернизации средств и сетей связи, расширение рынка услуг и улучшение качества их предоставления.

В основу тарифного регулирования в области телекоммуникаций в настоящее время положен принцип перекрестного субсидирования. Затраты, связанные с предоставлением услуг местной телефонной связи — операторами связи, внесенными в реестр субъектов естественных монополий, компенсируются за счет доходов от междугородной и международной связи.

Применение принципа перекрестного субсидирования приводит с одной стороны к сверхконкуренции на рынке междугородной и международной связи, постоянному падению объемов междугородного и международного трафика, пропускаемого через сети естественных монополий, к вытеснению и дискриминации новых операторов субъектами естественных монополий, а с другой стороны — к искусственному ограничению со стороны государства конкуренции на рынке местной телефонной связи, отсутствию стимулов к расширению местных сетей связи.

Целью совершенствования механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи является формирование системы ценообразования, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей в телекоммуникационных услугах на основе согласования экономических интересов потребителей, организаций связи и общества в целом.

Совершенствование механизма регулирования ценообразования в телекоммуникационном секторе должно базироваться на следующих принципах:

— доступность для всех пользователей независимо от их платежеспособности универсальных услуг, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности (доступ к органам правопорядка, экстренной медицинской помощи, службе спасения, определенным справочно-информационным службам и т.п.);
— обеспечение эффективности деятельности организаций связи в процессе оказания услуг путем установления тарифов, компенсирующих эксплуатационные затраты и обеспечивающих необходимую прибыль;
— объективность в отражении затрат организаций связи при установлении тарифов на основе внедрения раздельного учета по видам деятельности, а также учета инфляционных процессов в экономике;
— прозрачность и системность применяемых государственными органами методов ценового регулирования.

По мере развития конкуренции перечень регулируемых услуг должен пересматриваться, и в зависимости от степени доминирования на рынке методы регулирования могут варьироваться от разработки общих подходов к установлению тарифов, носящих рекомендательный характер (для рынков с относительно высоким уровнем конкуренции, например, для рынка услуг междугородной телефонной связи), до установления регулирующим органом фиксированных тарифов на услуги операторов связи, которые занимают монопольное положение на рынке.

В 2001 году государственное регулирование тарифов должно быть направлено на решение следующих задач:

— завершение работы по совершенствованию структуры тарифов по потребительским и региональным сегментам;
— установление тарифов на убыточные услуги для населения на уровне их себестоимости (с учетом инфляции) во всех регионах страны, при сведении до минимума размеров перекрестного субсидирования;
— переход к тарификации одноименных услуг связи по двум категориям пользователей — население и организации;
— установление в границах федеральных округов единых предельных тарифов на предоставление доступа к местной телефонной сети для одноименных категорий пользователей, обеспечивающих окупаемость услуг местной телефонной связи в течение 8-10 лет.

Параллельно с этими мерами необходимо рассмотреть возможность включения в тарифы на услуги местной телефонной связи минимально необходимого размера прибыли с целью получения средств для развития и модернизации сетей и улучшения качества обслуживания.

VIII. Универсальная услуга и механизмы реализации универсального обслуживания

В нормативных документах Европейского Союза универсальная услуга (служба) характеризуется как определенный минимальный набор услуг установленного качества, которые являются доступными всем пользователям независимо от их географического местонахождения по приемлемой цене, устанавливаемой в зависимости от определенных национальных условий.

Введение в Российской Федерации универсальной услуги является крайне актуальным по следующим причинам:

— в России в настоящее время не телефонизированы более 54 тыс. населенных пунктов;
— за прошедшие годы проблема телефонизации сельских населенных пунктов и населенных пунктов, расположенных в труднодоступных местностях, практически не решалась из-за отсутствия достаточного финансирования;
— наличие значительного количества лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.

Универсальную услугу предполагается реализовывать через механизм универсального обслуживания. Для организации универсального обслуживания необходимо определить состав минимального перечня универсальных услуг;
порядок и критерии назначения оператора универсального обслуживания, механизм и источники компенсации затрат, связанных с оказанием универсальных услуг, качественные характеристики универсального обслуживания.

Создание системы универсального обслуживания в России должно осуществляться поэтапно с учетом развития отрасли, имеющихся финансовых ресурсов и покупательной способности населения.

В дальнейшем должен быть разработан план осуществления универсального обслуживания в Российской Федерации.

В целях организации универсального обслуживания будут использоваться новые относительно бюджетного финансирования механизмы компенсации затрат по предоставлению соответствующих услуг.

Источниками компенсации затрат должны стать обязательные взносы всех операторов связи, действующих на российском рынке телекоммуникационных услуг, в создаваемый для этих целей фонд.

Сбор взносов и финансирование затрат операторов связи, связанных с предоставлением универсальных услуг, должен осуществляться фондом универсальной услуги, создаваемым для этих целей. Порядок организации и управления фондом определяется Правительством Российской Федерации.

При определении оператора, осуществляющего универсальное обслуживание, основными критериями являются: масштабы деятельности, способность предоставлять универсальные услуги с заданными характеристиками (объемы, виды, качество, охват обслуживаемой территории), способность обеспечивать выполнение программ поддержки социально незащищенных слоев населения, а также программ поддержки учреждений здравоохранения и образования, находящихся на обслуживаемой оператором территории.

Порядок функционирования системы универсального обслуживания должен быть определен Правительством Российской Федерации.

IX. Частотное регулирование и лицензирование

Государственная политика в области частотного регулирования включает в себя распределение полос частот для радиотехнологий различного назначения и выделение номиналов частот для различных категорий пользователей.

Государственное регулирование использования частот должно быть направлено на гармонизацию использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на продолжение работ в области конверсии радиочастотного спектра.

В результате реализации указанных мер за 4 года предполагается достичь нового качественного уровня в сфере распределения и использования частот, внедрить ясные и прозрачные правила распределения радиочастотного спектра, создать благоприятные условия для развития новых радиотехнологий и увеличить потенциальный объем рынка услуг связи.

По состоянию на 1 декабря 2000 г. число действующих лицензий на предоставление услуг электросвязи превысило 7400. При этом существенный вклад в строительство и развитие телекоммуникационной инфраструктуры вносят не более 200 операторов связи.

Основным принципом лицензирования, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие сетей связи, должен стать принцип равенства прав операторов связи. Лицензирование услуг связи в настоящее время является средством осуществления контроля за соблюдением технических требований, предъявляемых к операторам связи, в том числе при выходе на рынок новых операторов.

Действующий порядок лицензирования не способствует формированию эффективной структуры региональных рынков, зачастую приводит к распылению инвестиций и снижению экономической эффективности деятельности операторов связи. Жесткая конкуренция в сегменте междугородной и международной связи, а также местной связи в корпоративном секторе сочетается со слабой конкуренцией в сегменте местной телефонной связи для населения.

Основными направлениями совершенствования механизма лицензирования должно стать создание системы нормативных правовых актов, направленных в том числе на определение оптимального числа выдаваемых лицензий в пределах одной территории, а также установление конкурсного порядка выдачи лицензий. Совершенствование механизма лицензирования должно проводится в рамках реформы всей системы законодательства Российской Федерации о телекоммуникациях и обеспечивать гармонизацию с законодательством европейских государств.

X. Технологическая политика и вопросы учета национальных интересов при развитии телекоммуникационного рынка России

Основной задачей технологической политики в настоящее время является модернизация существующих систем и сетей связи общего пользования. На сегодняшний день только 26 процентов оборудования, используемого в телекоммуникационном секторе Российской Федерации, соответствует мировому уровню.

В ближайшие несколько лет для обеспечения эффективного функционирования рынка телекоммуникаций необходимо модернизировать около трех четвертей существующих сетей связи общего пользования.

Одновременно с процессом модернизации существующих сетей необходимо осуществить комплекс мер, направленный на развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры (что в первую очередь предполагает внедрение новых видов услуг). Развитие технологий в области телекоммуникаций в развитых странах мира на сегодняшний день привело к возникновению более 100 новых видов услуг, без внедрения которых невозможно представить себе телекоммуникации будущего. Ежегодно появляется более 100 новых видов оборудования, и необходимо с высокой точностью прогнозировать значение этого оборудования для использования на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.

Технологическая политика должна предусматривать разработку и реализацию концепции развития сетей связи общего пользования, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, разработку генеральных схем развития сетей связи, правил оказания услуг связи и применения различных видов оборудования связи на взаимоувязанной сети связи. Технологическая политика должна также решать такие вопросы, как проведение отраслевой стандартизации и введение добровольной сертификации услуг.

Реализация предлагаемых мер позволит добиться обеспечения целостности и повышения надежности сети связи общего пользования, а также создать условия для внедрения новых технологий. Следствием этого будет предоставление новых видов услуг, улучшение их качества, обеспечение эффективной защиты прав и интересов потребителей при условии учета национальных интересов и обеспечения равенства всех участников телекоммуникационного рынка.

Учет национальных интересов в развитии информационно-телекоммуникационной структуры — проблема комплексная многоуровневая. Она должна обеспечиваться и законодательными, и административно -организационными, и техническими мерами.

Учитывая складывающуюся геополитическую ситуацию и интересы России в информационной сфере, Президент Российской Федерации утвердил 9 сентября 2000 г. Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. В Доктрине, в частности, определены национальные интересы страны, угрозы информационной безопасности Российской Федерации, источники этих угроз.

Сегодня требуется установить правовую систему регулирования, обеспечивающую устойчивость и безопасность функционирования сети связи общего пользования. Основными элементами такой системы являются:

— централизованное управление, планирование и развитие сети связи общего пользования в целях обеспечения устойчивости и безопасности ее функционирования;
— применение аппаратуры и оборудования на сети связи, отвечающего требованиям государственных стандартов и отраслевых нормативных документов по надежности электромагнитной совместимости, стойкости к «воздействию внешних дестабилизирующих факторов, помехозащищенности;
— проектирование и строительство элементов сети связи общего пользования (объектов, линий и сетей связи в целом) с учетом требований устойчивости;
— обеспечение централизованного автоматизированного управления сетями связи для осуществления оперативных переключений каналов связи;
-развитие системы резервирования, предусматривающей предоставление обходных путей или замен;
— создание системы и средств для оперативного восстановления элементов сети;
— организация охраны объектов сети связи общего пользования;
применение отечественных программных продуктов, специально разработанных в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти;
— применение на сети связи общего пользования сертифицированного оборудования связи и средств защиты.

XI. Поддержка национального производителя

В 90-е годы операторы связи, осуществлявшие деятельность на телекоммуникационном рынке Российской Федерации, ежегодно закупали за рубежом оборудование средств связи на сумму 500-520 млн. долларов США. Все международные и междугородные станции, 80 процентов местных АТС, введенных в эксплуатацию в то время, были произведены за рубежом, поскольку российские заводы не могли предложить конкурентоспособное современное оборудование.

В настоящий момент ситуация на рынке телекоммуникационного оборудования изменилась. Начиная с середины 90-х годов появилась российская коммутационная техника высокого уровня — это станции «Квант», «Элком», «Бэта», а также высококачественное коммутационное оборудование совместного производства с Alcatel, NEC, Siemens, IskraTel, которое получило статус отечественного продукта.

Существующие на сегодняшний день мощности российских производителей средств связи позволяют удовлетворить потребности рынка в коммутационной технике. По качеству производимая ими продукция не уступает лучшим мировым аналогам. Однако до сих пор доля продукции отечественных производителей на рынке не превышает 20 процентов.

В такой ситуации основной задачей государства должно стать проведение политики, направленной на поддержку национального производителя.

Основными направлениями государственной политики должны стать:

— внедрение на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации требований обязательного наличия инфраструктуры для сервисной и эксплуатационной поддержки, осуществляемой силами и средствами российских производителей телекоммуникационного оборудования;
— осуществление таможенной политики, направленной на обеспечение равных условий для отечественных и зарубежных производителей путем установления адекватных таможенных пошлин на ввозимое оборудование, имеющее российские аналоги;
— разработка и реализация финансовых механизмов, обеспечивающих равные условия по продвижению коммутационной техники на российский рынок, в частности в отношении условий по отсрочке платежа при продаже оборудования и предоставлению потребителям долгосрочных товарных кредитов.

XII. Реструктуризация акционерного общества «Связьинвест»

В настоящее время акционерное общество «Связьинвест» владеет пакетами акций 78 самостоятельных региональных компаний. Такая раздробленность операторов в рамках холдинга приводит к низкой конкурентоспособности на телекоммуникационном рынке как отдельных компаний, так и всего холдинга в целом, к неэффективной системе управления, финансовой неустойчивости и низкой капитализации акционерного общества «Связьинвест» (на сегодняшний день она составляет около 2 млрд. долларов США).

С целью повышения эффективности работы акционерного общества «Связьинвест» и телекоммуникационной отрасли в целом в ближайшие 2-3 года необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию дочерних организаций. Опыт объединения акционерным обществом «Связьинвест» своих дочерних организаций свидетельствует, что мероприятия по реорганизации при должной поддержке государства могут быть успешно завершены.

В ходе осуществления данных мероприятий на базе существующих 78 региональных компаний будут созданы 7 крупных межрегиональных операторов. Интеграция дочерних организаций в укрупненные компании соответствует общемировым тенденциям Наряду с укрупнением компаний необходимо провести реформу системы управления как отдельными структурными единицами, входящими в акционерное общество «Связьинвест», так и акционерным обществом в целом с целью существенного улучшения качества управления. Еще одним направлением реформирования акционерного общества «Связьинвест» должно стать совершенствование технической политики и выработка эффективной маркетинговой стратегии.

Реформирование и межрегиональное объединение отдельных компаний приведет к снижению затрат акционерного общества «Связьинвест» на осуществление своей деятельности, улучшению управления оборотными активами.

Усиление стратегических позиций холдинга в сочетании с увеличением ликвидности обеспечат быстрый и существенный рост стоимости его акций. С учетом предложенных мер капитализация акционерного общества «Связьинвест» может возрасти в 4-6 раз, что в свою очередь приведет к расширению возможностей для привлечения средств инвесторов.

Заключение

Настоящей Концепцией определены приоритетные задачи государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг, которыми являются:

— реализация технологической политики, направленной на модернизацию существующих систем и сетей связи общего пользования;
— гармонизация использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами Российской Федерации, продолжение работ в области конверсии радиочастотного спектра, внедрение экономических методов при реализации частот путем проведения конкурсов и аукционов;
— построение эффективной системы регулирования и координации деятельности по оказанию услуг присоединения;
— разработка порядка и условий оказания услуг присоединения;
— организация и обеспечение государственного контроля и надзора в сфере оказания услуг присоединения с целью недопущения злоупотреблений отдельными операторами связи своим положением;
— реализация принципа прозрачности расчета цен на услуги присоединения и ориентации на себестоимость и нормативный уровень рентабельности путем государственного регулирования цен на услуги присоединения, оказываемые операторами, занимающими существенное положение на рынке;
— введение раздельного учета затрат по видам деятельности;
— завершение работы по совершенствованию структуры тарифов на услуги связи по потребительскому и региональному сегментам;
— установление тарифов на убыточные услуги на уровне их себестоимости во всех регионах страны;
снижение до минимума размера перекрестного субсидирования;
переход к тарификации одноименных услуг связи по двум категориям пользователей — население и организации;
— установление единых предельных тарифов на предоставление доступа к местной телефонной сети, обеспечивающих окупаемость услуг местной телефонной связи в течение 8-10 лет;
переход с 2002 года к регулированию тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования;
— введение в Российской Федерации системы универсального обслуживания;
определение состава минимального перечня универсальных услуг связи, порядка и критериев назначения оператора универсального обслуживания, механизма и источников компенсации затрат операторов, связанных с оказанием универсальных услуг;
— организация фонда универсальной услуги, пополняемого за счет обязательных отчислений операторов связи;
— внедрение прозрачных и публичных процедур выдачи и аннулирования лицензий и формирование объективных лицензионных требований и условий, направленных на развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
— поддержка отечественного производителя средств связи, обеспечение централизованного управления и планирования развития сети связи общего пользования в целях обеспечения устойчивости и безопасности ее функционирования.

Здесь
Узнай, к чему снится гравий. Современный сонник. Читай на сайте
vektor-e.ru

тут
hydra2live.com

Бесперебойник для насоса Котла своими руками
Купить насосы. Циркуляционные водяные насосы. Цены на насосное оборудование
econrj.ru

Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2019.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2019.
  Spylog Rambler's Top100
LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Сделано в Sigent