Интернет: Rinet. Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru. Рекомендуем: управление электричеством с компьютера.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Проект

Предложения по основам государственной политики в области развития и использования российского сегмента сети Интернет

Развитие и быстро расширяющееся использование глобальных компьютерных сетей во всем мире, включая Россию, создают совершенно новые возможности получения, хранения и распространения информации, использования колоссальных мировых ресурсов деловой, образовательной, развлекательной, культурной и другой информации. Но эти процессы одновременно создают проблемы, не существовавшие ранее.

Государственная политика в области российского сегмента Интернет должна строиться с учетом следующих факторов:

  • сеть Интернет во всем мире развивается как средство коммуникаций и обеспечения широкого доступа пользователей к информации и знаниям. Это ускоряет переход к новому качеству жизни и содействует построению гражданского общества;
  • российский сегмент сети Интернет сегодня является неотъемлемой частью мирового информационного пространства;
  • сеть Интернет активно используется в различных областях деятельности, в том числе для проведения электронных торговых операций, объемы таких сделок растут высокими темпами.

Кроме того, наблюдаются негативные тенденции, в частности:

  • отечественные и зарубежные информационные ресурсы Интернет недоступны для подавляющей части населения России в силу неразвитости инфраструктуры, информационной грамотности и культуры населения и его низкой платежеспособности. Поэтому сетевой информационный обмен не стал нормой жизни и деятельности российских граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
  • увеличивается разрыв между информационно богатыми и информационно бедными регионами и слоями населения, опыт и знания одних становятся недоступными для других;
  • государство не в состоянии поддерживать в требуемом объеме глобальные проекты развития сети в российских регионах. Население также неплатежеспособно, поскольку стоимость доступа в Иптернет составляет около 40 долл. США в месяц и начнет снижаться только с ростом количества пользователей;
  • информационное представительство российских организаций в сети в десятки раз меньше, чем представительство развитых стран, имеющиеся русскоязычные информационные ресурсы в Интериет не отражают реальный информационный потенциал страны и не способствуют решению стоящих перед ней политических, экономические и социальных задач, что является одной из причин торможения социально — экономических преобразований в России и ее равноправного вхождения в мировое сообщество;
  • при развитии сети преобладает ориентация на иностранную техническую базу в области компьютерного и телекоммуникационного оборудования;
  • информационные продукты и услуги значительной частью общества пока не воспринимаются как товар, требующий адекватной оплаты;
  • государство недостаточно участвует в формировании сетевого информационного рынка и недостаточно стимулирует его развитие;
  • темпы развития Интернет в России значительно опережают процесс создания и совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сети.

В настоящее время эти факторы являются ключевыми для формирования нового информационного общества.

Цели и задачи государства в области развития и использования российского сегмента сети Иитериет
Целями государственной политики в сфере развития и использования сети Интернет, являются:
  • обеспечение прав и свобод граждан в области производства, распространения и получения информации;
  • создание условий для доступности сети Иитернет и имеющихся в ней информационных ресурсов широким кругам населения и субъектам хозяйственной деятельности, научным и учебным заведениям, органам государственной власти;
  • защита прав и законных интересов субъектов, использующих Интернет в своей деятельности; обеспечение информационной безопасности государства и населения путем защиты прав владельцев информации от незаконного ее распространения и использования, а также контроля за распространением «недоброкачественной» информации, в том числе фальсифицированной,
  • причиняющей ущерб государству, организациям или отдельным гражданам;
  • формирование единого информационного пространства страны ;
  • оказание государственной поддержки развитию новых сетевых информационных технологий и их распространению в России;
  • привлечение свободного капитала и инвестиций частных отечественных и зарубежных компаний в развитие сети Интернет.
Россия занимает уникальное положение: с одной стороны достаточная распространенность русского языка, а с другой — имеющийся технологический потенциал дает шанс занять в новом международном информационном пространстве подобающее великой державе место.

Для того, чтобы предотвратить отставание российского сегмента сети Интернет от общемирового развития и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации необходимо:

  • способствовать формированию национальной инфраструктуры доступа к сети Интернет, созданию системы «точек» общественного доступа к ресурсам Интернет на основе публичных библиотек, архивов и других информационных организаций, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод граждан на доступ к информации и ее использование;
  • обеспечить ускоренное создание и совершенствование законодательной и нормативной базы развития Интернет в Российской Федерации в интересах российских пользователей, хозяйствующих субъектов и органов власти и управления;
  • обеспечить создание отечественных информационных ресурсов и развитие корпоративных технологий их создания, в первую очередь, организациями, обеспечивающими свободный общественный доступ к информации;
  • усилить роль и присутствие России в глобальной сети Интернет, особенно через развитие и установление сотрудничества и более тесной кооперации с другими регионами мира путем реализации международных информационных стандартов;
  • повысить роль русского языка и русскоязычных информационных ресурсов в глобальном Интериете.
Основные направления государственной политикив области развития и использования российского сегмента сети Интернет
1. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы.

Действующее российское законодательство не в полной мере соответствует условиям, возникающим в связи с развитием новых информационных технологий и распространением Интернет в России, подключением российских компьютерных сетей к международным.

Глобальные компьютерные сети стирают государственные границы, не позволяют в полной мере осуществлять контроль в пределах территории конкретного государства за движением информации в компьютерных сетях, за перемещением информации в любую точку земли и воздействием ее на субъектов. Традиционные методы правового регулирования, действие норм права в пространстве и времени, а также проблема юрисдикции требуют определенной корректировки в условиях существования глобальной компьютерной сети.

Движение информации в сети Интернет в силу специфики этой сети, ее международного характера не может быть регламентировано законодательством какой-либо одной страны, поскольку компьютерное пространство не имеет территориальных границ. Тем не менее, отдельные вопросы могут быть решены и на национальном уровне.

Нормативные акты, которые будут регулировать деятельность в российском сегменте сети Интернет, должны содержать нормы, недвусмысленно указывающие на то, что виртуальная природа сети не выводит ее из-под юрисдикции Российской Федерации, в связи с чем, на отношения, возникающие в сети, распространяется действие российского законодательства в полном объеме , с учетом специфики компьютерных коммуникаций.

Наиболее актуальным является совершенствование законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые в Интернет, корректировка законодательства о средствах массовой информации в части правового статуса электронных изданий и электронных средств массовой информации и их деятельностью в общедоступных компьютерных сетях; различные аспекты защиты как самой информации, так и общества от «вредной» информации. Государство должно в обязательном порядке обеспечивать безопасность участия государственных структур в функционировании сети Интернет и создавать условия по защите информации для негосударственных структур, за которыми должно оставаться право выбора средств информационной безопасности и степени необходимой защиты.

Первоочередными мерами государственной политики но данному направлению являются:

  • разработка и принятие законов «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронной торговле», «О страховании рисков в сфере электронной торговли», других нормативных актов;
  • разработка законодательной основы электронной торговли, осуществления электронных платежей;
  • разработка механизмов прямого использования применительно к Интернет части действующих законодательных актов;
  • совершенствование законодательства в области зашиты интеллектуальной собственности, определение правового режима информации, размещаемой в Интернет или передаваемой через средства информационного обмена;
  • обеспечить подтверждение подлинности авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
  • разработать систему мер, предотвращающих общественно опасные деяния, совершаемые в Интернет, (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;
  • законодательно обеспечить защиту персональных данных, и частности тех данных о пользователях Интернет, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернет;
  • обеспечить условия для участия Российской Федерации и провайдеров российского сегмента сети Интернет в разработке и принятии международных норм, регулирующих как технические и технологические, так и организационно-правовые аспекты развития Интериет;
  • уточнить правила регистрации доменных имен с целью предотвращения некорректного их использования и перепродажи;
  • определить правовой статус организаций и физических лиц, предоставляющих доступ в сеть Интернет;
  • решить вопросы защиты информации, циркулирующей в сети Интернет;
  • уточнить перечень услуг, оказываемых юридическими и физическими лицами посредством сети Интернет, подлежащих сертификации или лицензированию.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием сети Интернет как глобальной компьютерной сети, предполагает широкое международное сотрудничество, в том числе в области разработки и принятия международных соглашений. Такие международные соглашения должны закрепить:
  • общие принципы правового регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет;
  • организацию международного сотрудничества для пресечения использования глобальных компьютерных сетей в целях информационного, финансового и иного содействия международному терроризму и экстремизму, а также обеспечения деятельности преступных сообществ; организацию контроля, в том числе взаимного, за соответствием размещаемой в сети Интернет информации требованием законодательства соответствующего государства;
  • организацию взаимного содействия в применении мер ответственности и мер принуждения к лицам, использующим сеть Интериет с нарушением положений законодательства;
  • порядок разрешения споров, возникающих в процессе использования сети Интернет.
2. Совершенствование информационной и технической инфраструктуры сети Интернет.

Поскольку распространение сети Интернет определяется техническими возможностями, то есть уровнем развития компьютерной техники, линий связи и программного обеспечения, приходится признать, что Россия отстает в этой области от ведущих стан мира. По некоторым позициям отечественные разработки практически не ведутся, что обусловлено причинами не столько технического, сколько экономического характера. Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

  • определение основных направлений поддержки отечественных производителей программного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, используемого в сети Интернет;
  • обеспечение материальных, технологических и технических возможностей для высокоскоростной передачи по телекоммуникационным сетям в масштабах страны различных видов информации с высокой степенью надежности, защиты и обработки информации в реальном масштабе времени;
  • разработка программы государственной поддержки развития национальных сетей связи, в первую очередь широкополосных, высокоскоростных и спутниковых каналов, обеспечивающих современный технологический уровень передачи информации;
  • развитие региональных и федерального центров электронной торговли;
  • поддержка исследовательской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в научно-технической сфере в целях обеспечения развития сети Интернет нового поколения;
  • упорядочение и систематизация баз данных, имеющих общенациональное значение;
  • разработка стандартов инфо-телекоммуиикационных систем, используемых в сети Интернет;
  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области Интернет-технологий.
3. Подготовка кадров.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

  • создание системы подготовки и переподготовки кадров, способствующей достойному представительству граждан России в глобальном информационном и экономическом пространствах;
  • распространение компьютерных знаний и обучение населения пользованию компьютерными сетями.
4. Ответственность органов власти при реализации государственной политики развития российского сегмента сети Интернет- Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать меры, обеспечивающие:
  • целенаправленное формирование и развитие в России глобальной электронной информационной среды, отвечающей национальным интересам и базирующейся на отечественных информационных ресурсах;
  • информационное единство регионов России и федерального центра, преодоление разрыва между информационно богатыми и информационно бедными регионами и социальными слоями;
  • свободный доступ граждан (независимо от социального положения и места жительства) к открытой информации сети;
  • формирование государственных информационных ресурсов, их предоставление в открытый доступ, вовлечение государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по формированию информационных ресурсов на основе современных информационных технологий;
  • всемерное развитие производства информационных продуктов и информационных услуг, содействие становлению отечественного информационного рынка;
  • свободный взаимный информационный обмен с зарубежными странами, интеграцию информационного пространства России в мировое информационное пространство;
  • решение нормативно — правовых проблем сетевого взаимодействия, особенно в части авторского права;
  • профессиональную адаптацию кадрового состава и граждан страны к условиям информационного общества.
Необходимо четко определить функции государственных органов по регулированию использования Интернет в вопросах разработки, эксплуатации и контроля за состоянием информационных систем, лицензирования деятельности и сертификации товаров и услуг, а также расследования нарушений в этой сфере.

Сложившаяся нормотворческая практика позволяет закрепить основы государственной политики в наиболее важных сферах общественной жизни в Указе Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации при одобрении указанных выше подходов к государственной политике развития и использования российского сегмента сети Интернет представит Президенту Российской Федерации соответствующий проект Указа.

К комментарию источника.

Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2019.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2019.
  Spylog Rambler's Top100
LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Сделано в Sigent