Интернет: Rinet. Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru. Рекомендуем: управление электричеством с компьютера.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Проект

Предложения по основам государственной политики в области развития и использования российского сегмента сети Интернет

Основным движущим фактором новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, становится сеть Интернет и ее приложения. Глобальные компьютерные сети создают совершенно новые возможности получения, хранения и распространения информации, обеспечивают доступ к колоссальным мировым информационным ресурсам. Они ускоряют переход к новому качеству жизни людей. Но использование сетей одновременно создает проблемы, не существовавшие ранее.

Россия занимает уникальное положение: с одной стороны распространенность русского языка, а с другой — имеющийся технологический потенциал дают шанс занять в новом международном информационном пространстве подобающее великой державе место.

Государственная политика в области российского сегмента Интернет должна строиться с учетом следующих факторов:

сфера Интернет-экономики и услуг характеризуется наиболее высокими темпами роста, в этой сфере отмечается наиболее динамичное обновление основных фондов;
сеть Интернет активно используется в различных областях деятельности, в том числе для проведения электронных торговых операций, дистанционного обучения, научных исследований телемедицины и др.;
сохраняется высокий уровень российских специалистов в области Интернет-технологий;
российский сегмент сети Интернет сегодня является неотъемлемой частью мирового информационного пространства.

Наряду с этим, необходимо учитывать негативные явления, в частности:

отечественные и зарубежные информационные ресурсы Интернет недоступны для значительной части населения России в силу неразвитости инфраструктуры, низкой информационной грамотности и культуры населения и его низкой платежеспособности. Сетевой информационный обмен не стал нормой жизни и деятельности российских граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
государство имеет ограниченные возможности поддерживать за счет бюджетных средств в требуемом объеме масштабные проекты развития сети в российских регионах;
увеличивается разрыв между информационно богатыми и информационно бедными регионами и слоями населения, опыт и знания одних становятся недоступными для других;
имеющиеся русскоязычные информационные ресурсы в Интернет не отражают реальный информационный потенциал страны и не способствуют решению стоящих перед ней политических, экономических и социальных задач;
при развитии сети в силу отсутствия необходимого отечественного оборудования преобладает ориентация на иностранную техническую базу в области компьютерного и телекоммуникационного оборудования;
по некоторым направлениям Интернет-технологий отечественные разработки практически не ведутся, что обусловлено причинами не столько технического отставания, сколько экономического характера;
информационные продукты и услуги значительной частью общества пока не воспринимаются как товар, требующий адекватной оплаты;
увеличивается количество и степень социальной опасности преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, распространением вредоносных программ для ЭВМ, а также иных видов противоправной деятельности с использованием сети Интернет;
темпы развития Интернет в России значительно опережают процесс создания и совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сети.

Цели и задачи государства в области развития и использования российского сегмента сети Интернет Целями государственной политики в сфере развития и использования российского сегмента сети Интернет, являются:

обеспечение прав и свобод граждан на доступ к информации и ее распространение;
формирование и развитие в России глобальной электронной информационной среды, отвечающей национальным интересам и использующей отечественные информационные ресурсы и технологии;
поддержка информационного единства регионов России и федерального центра, преодоление разрыва между информационно богатыми и информационно бедными регионами;
создание условий для доступности сети Интернет и имеющихся в ней информационных ресурсов широким кругам населения и субъектам хозяйственной деятельности, научным и учебным заведениям, органам государственной власти и местного самоуправления;
обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства при международном информационном обмене, защита прав владельцев и собственников информации от незаконного ее распространения и использования, а также контроль за распространением «недоброкачественной» информации;
оказание государственной поддержки развитию новых отечественных сетевых информационных технологий, продуктов и услуг;
создание условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций частных отечественных и зарубежных компаний в развитие российского сегмента сети Интернет;
создание и совершенствование законодательной и нормативной базы развития Интернет в Российской Федерации в интересах пользователей, хозяйствующих субъектов и органов власти и управления;
усиление роли России в глобальной сети Интернет путем существенного увеличения объемов и качества русскоязычных и многоязычных информационных ресурсов, развития международного информационного обмена и реализации международных информационных стандартов;
профессиональная адаптация граждан страны к условиям информационного общества.

Основные направления государственной политики в области развития и использования российского сегмента сети Интернет

1. Развитие отечественных информационных ресурсов и средств общественного доступа к сети Интернет.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

обеспечение условий для свободного доступа граждан независимо от социального положения и места жительства к открытой информации сети;
формирование национальной инфраструктуры доступа к сети Интернет, создание «точек» общественного доступа к ресурсам Интернет, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод граждан на доступ к информации и ее использование;
разработка и поддержка национальных программ создания общедоступных сетевых государственных информационных ресурсов и электрон-ных библиотек, информационных ресурсов системы образования и науки, обеспечивающих решение актуальных политических, экономических и социальных задач государства;
формирование государственных информационных ресурсов, их предоставление в открытый доступ, вовлечение государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по формированию информационных ресурсов на основе современных информационных технологий;
развитие сегмента сети Интернет федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
развитие национальной системы стандартов и рекомендаций сетевого взаимодействия, обеспечивающей обмен информационными ресурсами внутри страны и с зарубежьем;
формирование системы учета и каталогизации общественно значимых информационных ресурсов отечественного сегмента сети на основе международных стандартов и рекомендаций;
финансирование работ по созданию, развитию, поддержке российского сегмента сети Интернет, реализуемых соответствующими ведомствами, из средств федерального бюджета.

2. Совершенствование технической инфраструктуры сети Интернет.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

определение основных направлений поддержки отечественных производителей программного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, используемого в сети Интернет;
обеспечение технических и технологических возможностей для высокоскоростной передачи по телекоммуникационным сетям в масштабах страны различных видов информации с высокой степенью надежности, защиты и обработки информации в реальном масштабе времени;
стимулирование и государственная поддержка развития национальных сетей связи, в первую очередь широкополосных, высокоскоростных и спутниковых каналов, обеспечивающих современный технологический уровень передачи информации;
поддержка научных исследований и разработок Интернет-технологий;
государственная поддержка исследовательской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в научно-технической сфере в целях обеспечения развития сети Интернет нового поколения;
участие в работах по международной стандартизации в области Интернет-технологий;
осуществление контроля за уровнем защиты информации в процессе использования сети Интернет в федеральных органах исполнительной власти и экономически значимых структурах;
осуществление контроля за использованием криптографических средств защиты информации.

3. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы.

Виртуальная природа сети Интернет не выводит ее из-под юрисдик-ции Российской Федерации, в связи с чем на отношения, возникающие в сети, распространяется действие российского законодательства в полном объеме, с учетом специфики компьютерных коммуникаций.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

разработка правовой основы взаимоотношений пользователей российского сегмента сети Интернет между собой и государством, в частности при осуществлении электронной торговли и электронных платежей, принятие законов «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документе», «Об электронной торговле»;
совершенствование законодательства в области зашиты интеллектуальной собственности, определение правового режима информации, размещаемой в Интернет или передаваемой через средства информационного обмена;
обеспечение подтверждения подлинности авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
совершенствование законодательства о средствах массовой информации в части правового статуса электронных изданий и электронных средств массовой информации в общедоступных компьютерных сетях;
обеспечение защиты персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернет, которые собираются в процессе взаимодействия пользователей между собой и с операторами услуг сети Интернет;
обеспечение условий для участия представителей Российской Федерации и провайдеров российского сегмента сети Интернет в разработке и принятии международных норм, регулирующих как технические и технологические, так и организационно-правовые аспекты развития Интернет;
совершенствование правил регистрации доменных имен с целью предотвращения некорректного их использования и перепродажи;
определение правового статуса организаций и физических лиц, предоставляющих доступ в сеть Интернет;
предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернет, а также создание правовых условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;
обеспечение соответствующих уровней защиты информации, циркулирующей в сети Интернет от несанкционированного доступа в зависимости от категории этой информации;
разработка механизмов прямого использования применительно к Интернет части действующих законодательных актов;
подготовка дополнений в процессуальное законодательство, в первую очередь по вопросу обеспечения доказательств при использовании компьютерных сетей.

4. Подготовка кадров и обучение.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

создание системы подготовки и переподготовки кадров, способствующей достойному представительству граждан России в глобальном информационном пространстве;
обучение населения пользованию компьютерными сетями, развитие всех форм обучения граждан информационной и компьютерной грамотности; стимулирование развития и использования систем дистанционного образования.

5. Международное сотрудничество.

Важнейшей задачей государственной политики по данному направлению является создание условий взаимного информационного обмена с зарубежными странами, углубления интеграции страны в мировое информационное пространство.

Использование сети Интернет как глобальной компьютерной сети, предполагает широкое международное сотрудничество, включая разработку и принятие международных соглашений. Такие международные соглашения должны закрепить:

общие принципы правового регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет;
организацию международного сотрудничества для пресечения использования глобальных компьютерных сетей в целях международного информационного терроризма и экстремизма, а также обеспечения деятельности преступных сообществ;
организацию контроля, в том числе взаимного, за соответствием размещаемой в сети Интернет информации требованиям законодательства соответствующего государства;
организацию взаимного содействия в определении мер ответственности и применения мер принуждения к лицам, использующим сеть Интернет с нарушением положений законодательства;
порядок разрешения споров, возникающих в процессе использования сети Интернет.

Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2019.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2019.
  Spylog Rambler's Top100
LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Сделано в Sigent