Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Как размножаются провайдеры


Владислав Медведев
obzor@krsn.ru


Опубликовано: 2001-08-24



Для начала немного выкладок:
  • в Энске и окрестностях насчитывается около одного миллиона жителей;
  • в среднем на один миллион жителей приходится примерно 10000 пользователей Интернет;
  • в Энске зарегистрировано уже более 35 предприятий, предоставляющих услуги доступа к этому самому Интернету…
И немного арифметики:
  • Если из 10000 отнять около 6000 клиентов таких крупных провайдеров, как «Энскнет» и «Вся_страна-Он-Лайн» и остаток поделить на 33, то получится немногим более 100 пользователей, приходящихся на одного из оставшихся провайдеров.
  • Средний клиент приносит своему оператору прибыль максимум 10—20 долларов США в месяц, учитывая невысокую рентабельность вследствие высокой конкуренции.
  • Следовательно, на каждого выйдет, опять же в среднем, по 1—2 тысячи пресловутых «у.е.».
Много это или мало, если учесть, что хорошим специалистам, без которых провайдер — не оператор связи, а авантюрист — нужно платить не менее 200 в месяц, а мало-мальски пригодное для предоставления услуги компьютерное оборудование обходится около 5—6 тысяч всё тех же долларов? И главный вопрос, на который мы сегодня попытаемся ответить — почему при всём этом провайдеры плодятся как дрозофилы в лаборатории…?

Ввиду очевидной невозможности опросить их всех, даже если допустить что ответы будут правдивыми, мы пойдём эмпирическим путём — попробуем самостоятельно представить процесс становления типичного провайдера из новообращённых — назовём его для простоты повествования и в соответствии с традициями — Васей Пупкиным.

Вначале, возможно, было… нет, не слово, а счёт за Интернет, который получил наш Василий от своего провайдера. Предположим, что интернет как таковой до этого он более-менее узнал и в местном ВУЗ-е немного познакомился с компьютерами. Так вот, сумма счёта наводит его на любопытную мысль — «а почему я — ему, а не они — мне?». Далее последовали вышеприведённые расчёты. Учитывая, что наш будущий провайдер — недавний студент, сумма в тысячу долларов в месяц могла вызвать только счастливую улыбку и размышления о радужных перспективах. В силу того, что в институтах преподают не только компьютеры и арифметику, но и немного экономики, Вася понимает — для того, чтобы чего-то продать, надо сначала чего-то купить, на что денег у него лично нет и не предвидится. Опять же, будучи наслышанным, что деньги водятся у спонсоров, он начинает их поиски.

Предполагая, что наш Вася провайдером, в некотором роде, станет — спонсор находится. Обычно это бывает или уставший от суровых реалий отечественной коммерции дяденька, ищущий бизнес поспокойнее, или микронувориш, который тоже обучался в институте и знает, что уворованное из госбюджета посредством мелких хищений из крупных проектов нужно куда-то вкладывать, чтобы выглядеть инвестором, а не мошенником. В общем, деньги находятся и вчерашний студент, назначенный президентом или генеральным директором новой компании, с размаху вступает в работу.

Сразу выясняется, что для проектирования узла связи в целом или настройки сервера в частности не хватает или собственных познаний, или попросту времени. С другой стороны, поиски сурового «гуру» на должность системного администратора дают только таких же бывших студентов с голодными глазами, которым просто не повезло со спонсором, или юных любителей халявного пива со странными надписями на майках — «FIDO — rulezz!!!». Заполнив штатное расписание из числа наиболее грамотно написавших резюме и наименее активно интересующихся размером будущей зарплаты, Вася приступает к закупкам оборудования.

Тут же оказывается, что у спонсора есть любимая бабушка, которая держит компьютерный салон и готова уступить совсем недорого почти совсем новые компьютеры, которые надо только немного починить. Старость уважают, со спонсорами не спорят и, истратив большую часть бюджета, компания приступает к практической деятельности.

Очевидно что, продавая Интернет своим пользователям, его нужно у кого-то покупать. За пивом с бывшим институтским преподавателем Вася узнаёт, что это называется «аплинк» и самый крутой из них, это некий Гросс-телеком, который называется «первичный аплинк». У преподавателя там работает старый знакомый и после третьей кружки выбор сделан. Наутро оказывается, что в городе есть и другие «аплинки», которые не желают предоставлять принадлежащие им коммуникации для подключения Васи к Гросс-телекому, а нагло навязывают ему свои услуги по той же цене, но настоящего провайдера эти трудности не остановят.

После оплаты супер-радио-модема и разговора со спонсором Вася был бледный, а спонсор — грустный, поскольку выяснилось, что для подключения пользователей нужны ещё телефонные номера и выделенные линии, принадлежащие всё тем же наглецам из конкурентов Гросс-телекома. А расчёты требуемых затрат наглядно демонстрировали только дно спонсорова кошелька. Решение нашлось не сразу, но радикальное — построить собственные коммуникации. Для этого возникло даже звучное определение — «кампусная сеть», навевающая мысли об университетских городках Гарварда и Йеля, где интернет быстр и бесплатен.

Берётся провод, собственноручно протягивается по крышам, одним концом подключается к провайдеру, другим — к клиенту и все дела. Враги нашлись и тут — жилищные конторы в лице электриков и сантехников, безжалостно обрывавших свежепроложенные по чердакам и заборам Васины проводочки и сами жильцы, почему-то не желающие платить деньги за Интернет, но зато радостно срезающие новенький кабель с целью дальнейшей продажи на лом цветных металлов и прочей утилизации. После первой же весенней грозы выяснилось, что и сама природа против такого прогресса — оказывается, молнии так электризуют висящий в воздухе кабель, что подключенное к нему оборудование умирает в огне, как средневековые еретики, зачастую прихватывая с собой компьютеры клиентов.

Клиенты очень обижались, понимая, что дешёвое поначалу подключение обходится на самом деле всё дороже и дороже. Спонсор тоже обижался, подсчитывая разницу между доходами и убытками, после чего упорно не хотел повышать Васе зарплату. Не обижался только Василий — он просто утаивал от спонсора часть выручки с клиентов в свою пользу, приближая тем самым воплощение давней мечты о тысяче долларов в месяц. Угощая приятелей дорогим Хейникеном, он солидно рассказывал о своих провайдерских делах, о злобных конкурентах и добрых, глупых спонсорах. Друзья верили, проникались и начинали вспоминать телефоны знакомых коммерсантов…

Вот, собственно и всё о доблестном Василии Пупкине — человеке и провайдере. Спонсор его не уволит, потому что никто не любит признаваться даже самому себе в собственных ошибках, сотрудники не уволятся, потому что вряд ли где ещё получат неограниченный и бесплатный доступ к Интернет ещё и за зарплату, а клиенты… Нынешние — уйдут, устав от низкого качества, но придут другие, соблазнившись низкими ценами до поры до времени. Интернет входит в моду, и неопытные неофиты ещё долго не переведутся, благодаря усилиям средств массовой информации. Мало кто понимает, что даже в нашей стране серьёзная и качественная услуга всегда стоит или больших денег, или большого труда для её создателя, а чаще и того и другого одновременно. Поэтому, уважаемые читатели, если вы узнаете, что соседский сынишка называет себя провайдером и предлагает вам подключиться к Интернет, не удивляйтесь. Ну а платить ему или не платить, решайте сами — может он просто человек хороший и родители у него милые люди…


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2025.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня