Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Медиасервисы в широкополосных сетях: TriplePlay в России — миф или реальность


Борис Гольденберг
info@nntel.ru


Опубликовано: 2005-11-18



Список сокращений примененных в статье:

  • IT (Information Technologies) — информационные технологи;
  • ITU (IT Users) — потребители информационных технологий;
  • TP (IT Professionals) — профессионалы в области информационных технологий;
  • ШД — широкополосный доступ;
  • С — домашние сети.

Часть 1. TriplePlay — что это?

Уже несколько лет в прессе, обзорах IT-аналитиков и в прогнозах маркетологов мелькает это замысловатое словосочетание, будоража воображение ITU и заставляя «чесать репу» ITP.

В публикациях TriplePlay понимается как триединство медийных сервисов в идеальной мультисервисной сети, которое складывается из: 1) Video; 2) Voice; 3) Data. Считается что широкополосная сеть (например ethernet как самая широкополосная технология на данный момент и в обозримой перспективе) в скором будущем принесет в наш дом и в офис (что не маловажно) все то что раньше попадало к нам порознь, плюс принесет еще что то такое чего у нас никогда и не было.

Попробуем переложить абстрактные video-voice-data на известные нам блага цивилизации. Самое простое что получится при этом — телевизор-телефон-интернет. И все??? Вовсе нет. Под каждым из составляющих TriplePlay скрывается целый набор сонаправленных сервисов.

И так, Video:

  • трансляция обычного «эфирного» телевидения;
  • трансляция «спутниковых» ТВ-каналов;
  • службы Video On Demand и Pay Per View («видео на заказ» и «плата за просмотр»);
  • функция видеомагнитофона (заказ просмотра произвольной телепередачи в удобное время);
  • служба видео конференций;
  • службы DoorCam и видеонаблюдения.

Voice

  • телефония (местная, междугородная, международная);
  • трансляция «эфирных» и «цифровых» радиостанций;
  • служба голосовых конференций (отдельно или совместно с видео конференциями).

Data

  • доступ в Интернет;
  • интегрированный файлообменный сервис внутри/извне сети;
  • интегрированная служба обмена мгновенными сообщениями внутри/извне сети;
  • служба удаленного сетевого диска пользователя.

Вот так или почти так должен выглядеть комплекс услуг оператора связи который претендует на шильдик «TriplePlay on board».

Прочитав этот аппетитный список благ многие из числа ITU повскакивают со своих мест и закричат, затопают ногами — «Где мой, обещанный и проанонсированный в умных изданиях TriplePlay?». Читая про TriplePlay, потенциальный ITU приходит к мысли что все перечисленные услуги вовсе не являются новеллами. Все эти сервисы в том или ином виде давно существуют и востребованы, каждый в своей рыночной нише, и вполне успешно продаются. Поэтому заданный вопрос «ГДЕ???» видится совершенно обоснованным, ибо все технологии уже имеются — операторам ШД, «всего-то» нужно запихнуть их в витую пару, которая уже проложена до моего компьютера«.

Часть 2. TriplePlay — как это?

Немного разобравшись с тем, чего стоит ждать от TriplePlay, давайте обратим внимание на его техническую сторону.

Предлагаю рассмотреть комплекс технических вопросов, которые придется решить оператору ШД для предоставления услуг TriplePlay:

  1. Создание настройка и обслуживание технических средств для производства медиа услуг составляющих TriplePlay.
  2. Адаптация произведенных медиа услуг к передаче по широкополосным сетям.
  3. Создание интегрированной системы учета оказанных услуг (биллинг) вместе с системой авторизации пользователей.

Если рассматривать ITU как конечного потребителя услуг TriplePlay сети, то резонно будет предположить что Провайдер (в широком смысле) является производителем таких услуг, а значит должен располагать на своей стороне программно-аппаратным комплексом для производства каждой из услуг составляющих TriplePlay. Иначе говоря, Оператор сети ШД должен в одном лице стать минимум Интернет провайдером плюс телефонным оператором плюс телекомпанией. Тут уместно заметить, что каждый из упомянутых родов деятельности сам по себе является на физическом уровне сложнейшим (читай «очень дорогим») и тонко настроенным программно-аппаратным комплексом, который ежедневно обслуживают десятки высококлассных (читай «высокооплачиваемых») специалистов.

Ну хорошо, допустим некий оператор ШД изыскал немалые средства и создал у себя необходимую техническую базу для производства всех необходимых услуг. Теперь такому оператору необходимо решить технический вопрос номер 2 и придумать как передать видео-голос-данные, составляющие суть полученных медиапродуктов, по IP протоколу с сохранением качества с одной стороны и уложившись в рамки все же имеющей конечную ширину полосы с другой стороны.

Вопрос для решения номер 3 еще более трудоемок — представьте что учитывать в единой биллинговой системе нужно совершенно разнородные единицы, составляющие количество услуг, — это и мегабайты и минуты телефонных разговоров, и просмотренное видео на заказ и т. д. И при этом необходимо не только сосчитать услуги, но и создать систему авторизации пользователей для доступа к оплаченным услугам и наоборот, для отсечения от услуг пользователей с отрицательным балансом.

Часть 3. TriplePlay — почём это?

Отправной точкой в вопросе о цене на услуги TriplePlay сети, послужит цена аналогичных услуг у традиционных поставщиков таких услуг. При равном качестве соответствующих услуг, полученных у традиционного поставщика, по сравнению с услугами, полученными по сетям TriplePlay, у последних имеются следующие очевидные преимущества:

  • все услуги попадают к потребителю по одному кабелю;
  • все услуги оплачиваются единому поставщику — оператору TriplePlay сети;
  • пакетное приобретение услуг у оператора TriplePlay сети обойдется дешевле чем приобретение аналогичных услуг у разных поставщиков.

Минусом же может стать высокая интеграция различных медиа услуг, которая неизбежно приведет к усложнению пользования такими услугами, что, в свою очередь, наверняка отпугнет немалую консервативно настроенную часть целевой аудитории.

В целом же цены на услуги TriplePlay сетей обещают быть ниже цен на соответствующие услуги традиционных поставщиков — свою роль сыграет как и более дешевая пакетная покупка услуг, так и агрессивная ценовая политика операторов TriplePlay обусловленная желанием подвинуть с рынка традиционных поставщиков аналогичных медиа услуг…

Часть 4. TriplePlay — для кого это?

На какую целевую аудиторию стоит рассчитывать будущим операторам TriplePlay сетей, чем эта аудитория отличается от потребителей традиционных медиа услуг и, наконец, насколько велика эта аудитория?

Думаю, не ошибусь, если стану утверждать, что операторы TriplePlay сетей вырастут из существующих операторов ДС и первыми пользователями новых TriplePlay услуг станут именно существующие пользователи ДС. Причин тому несколько — во-первых, это уже так сказать «каблированные» пользователи и подключение новых услуг для них будет происходить только на уровне оплаты за новые услуги, во-вторых, пользователи ДС в данном случае являются максимально информированными и подготовленными ITU, что как уже было замечено, весьма не маловажно для продвижения TriplePlay.

Что же касается еще не «каблированных», то есть потенциальных пользователей, то темпы привлечения их к сетям TriplePlay будут сильно зависеть от масштабов рекламных компаний и «разъяснительной работы» операторов. Так же стоит принять во внимание и тот факт, что пока еще в России нет четко сформировавшегося широкого спроса на услуги TriplePlay сетей. Да, безусловно, есть так называемые товарные ожидания «чего то вроде TriplePlay» в кругах наиболее продвинутых ITU, однако широкий, массовый потребитель, на мой взгляд, еще не созрел для TriplePlay. Об этом косвенно свидетельствует и достаточно слабый интерес, проявленный к услугам «Стрим ТВ».

Часть 5. Миф или реальность?

Ничего сверхъестественного или технически неосуществимого в услугах TriplePlay сетей нет, более того, в мире уже есть внедрения TriplePlay технологий, например, итальянская сеть Fastweb уже несколько лет предоставляет почти все из вышеозначенных услуг  — местами через xDSL, местами через волоконные сети. Значит TriplePlay УЖЕ не миф… Однако в нашем, российском случае все же еще НЕ реальность.


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2024.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня