Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Конец прекрасной эпохи


Александр Милицкий
sanches@sanches.ru


Опубликовано: 1999-12-27


Другие статьи этого автора:
Александр Милицкий
Цугцванг «Мегафона»

Александр Милицкий
«Скартел» не уступит ни на йоту. Конфликт с регулятором дойдет до суда

Александр Милицкий
Рынок лишних мощностей

Александр Милицкий
Война или мать родна?

Александр Милицкий
Под копытом Медного всадника


Этой статьей мы открываем обзорно-аналитическую рубрику, посвященную интернет-провайдингу в России. Той самой теме, о которую уже сломано немало копий.

Вести эту рубрику будут профессионалы, — лучшие профессионалы из тех, что работают в российской части Сети.

К сожалению, к списку профессий, в которых разбираются абсолютно все, — журналистике, педагогике, политике и медицине, — в последнее время добавился и Интернет.

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны, — непреложность этой истины лишний раз незачем даже доказывать, — достаточно всего лишь потратить некоторое время на чтение чрезвычайно ценных писем весьма доброжелательных пользователей, где-нибудь в fido7.ru.internet.provider рассказывающих, какую техническую и маркетинговую политику должен, по уму, претворять в жизнь их любимый поставщик интернет-услуг.

Увы, — мир таков, каков он есть; в нем действуют законы сохранения, и ничего не берется с бухты-барахты ниоткуда. Технические и ценовые условия предоставления интернет-услуг отнюдь не возникают из воспаленного воображения провайдера, — они диктуются рынком и прямо-таки обречены пребывать в довольно жестких рамках, характерных для сегодняшнего состояния этого бизнеса.

Прошедший год принес с собой очень многое. Российский Интернет, очухавшись после событий 17 августа 1998 г., с некоторой даже для себя неожиданностью обнаружил, что всяческие кризисы, как ни странно, несут с собой довольно мощный положительный и конструктивный заряд.

Если еще совсем недавно большинство предпринимателей, по роду деятельности далеких от информационных технологий, рассматривали Интернет как красивую и дорогую, но, в общем-то, бесполезную игрушку, то возвращение страны к нормальной экономике заставило многих из них по-другому взглянуть на вещи, напомнив о необходимости считать деньги. И в ситуации, когда предприятия оказались вынужденными секвестировать расходные части своих бюджетов, вроде бы совершенно неожиданно выяснилось, что интернет-технологии позволяют добиться весьма значительной экономии — на меджугородних и международных звонках, командировках, продвижении товаров и услуг и многом, многом другом.

Это пристальное внимание потребителей к разнообразным интернет-услугам, — от подключения до создания корпоративных сайтов и банннерной рекламы, — начало всерьез ощущаться уже в октябре-ноябре 1998 г.. Некоторое послекризисное падение спроса со стороны массового клиента во многом компенсировалось ростом активности клиента корпоративного.

Вдобавок, телекоммуникации в целом оказались в России единственной отраслью, в который валовой продукт не только не снизился за время, прошедшее с 17 августа, но и ощутимо возрос. В результате в российский Интернет потекли инвестиции практически со всех сторон — от крупных нефтяных компаний, стремящихся диверсифицировать капитал в условиях серьезных колебаний цен на нефтяном рынке, от иностранных инвесторов, решивших, что настал удобный момент для недорогого приобретения весьма перспективного в стратегическом отношении бизнеса, и просто от многочисленных владельцев мелких и средних торговых фирм, чей бизннес в изменившихся условиях перестал быть столь же прибыльным, как раньше.

В итоге рыночная ситуация изменилась кардинально. Когда-то относительно неповоротливые «киты», ранее свысока наблюдавшие за резвящейся под боком мелкой рыбешкой, время от времени снижая цены, вступили в полосу реорганизаций, ставящих целью повышение мобильности с одновременным наращиванием мощи, - достаточно вспомнить хотя бы выделение «МТУ-Интела» из состава «МТУ-Информа» или покупку «Гласнета» компанией «Совам-Телепорт». В свою очередь, многочисленные мелкие провайдеры, делающие упор на индивидуальный подход к клиенту и имеющие возможность пользоваться какими-либо ресурсами — телефонией, оборудованием, помещениями, — по льготным тарифам, — стали появляться, как грибы после осеннего дождя. Только по данным, доступным из онлайновых публикаций, скорость появления новых ISP в Москве в июне-июле этого года можно оценить приблизительно в десяток провайдинговых компаний ежемесячно.

Эти особенности текущей рыночной ситуации неизбежно приведут, и уже начинают приводить, к закономерным последствиям.

Во-первых, резко обостряется дефицит высококвалифицированных кадров в области интернет-технологий, - очевидно, что подготовка требуемого числа специалистов является процессом намного более инерционным. И если уже сегодня добрая половина штата московских компаний, связанных с интернет-бизнесом, укомплектована уроженцами Харькова, Самары, Оренбурга и многих других далеких от Москвы городов, - то в дальнейшем утечка мозгов из провинции в столицу наберет еще большие обороты. Однако полностью утолить кадровый голод за счет мигрантов не удастся, — ведь численность уже сформировавшихся специалистов в провинции относительно невелика, да и немалая их часть предпочтет воздержаться от переезда, благо, рабочие места подобного профиля создаются сегодня и там, причем чем дальше, — тем больше. А значит, - возрастет активность «охотников за головами», будут увеличиваться среднеотраслевые зарплаты. Небольшие фирмы, вследствие эффекта масштаба, не смогут предложить столь же высокой оплаты, как «киты», а значит, — наиболее компетентные кадры будут концентрироваться именно в крупных компаниях, что неизбежно скажется на качестве и надежности услуг, предоставляемых мелкими провайдерами.

Во-вторых, в силу все того же эффекта масштаба «киты», имеющие более низкую себестоимость услуг, окажутся в состоянии намного дальше зайти по тропе ценовых войн, которые будут все сильнее и сильнее обостряться.

Подавляющее большинство мелких провайдеров — как уже существующих, так и новообразованных, в результате, попросту сойдет с дистанции не выдержав конкуренции с крупными поставщиками более дешевых, качественных и надежных услуг. Как бы это ни было печальным для многих участников рынка, превращение российского Интернета в полноправную отрасль означает и конец романтической эпохи «бури и натиска», связанный с переходом на конвейерные технологии ведения бизнеса.


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2025.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня