Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны, непреложность этой истины лишний раз незачем
даже доказывать, достаточно всего лишь потратить некоторое время на чтение чрезвычайно ценных
писем весьма доброжелательных пользователей,
где-нибудь в fido7.ru.internet.provider рассказывающих,
какую техническую и маркетинговую политику должен, по уму, претворять в жизнь их любимый поставщик
интернет-услуг.
Увы, мир таков, каков он есть; в нем действуют законы сохранения, и ничего не берется с бухты-барахты
ниоткуда. Технические и ценовые условия предоставления интернет-услуг отнюдь не возникают из
воспаленного воображения провайдера, они диктуются рынком и прямо-таки обречены пребывать в довольно
жестких рамках, характерных для сегодняшнего состояния этого бизнеса.
Прошедший год принес с собой очень многое. Российский Интернет, очухавшись после событий 17 августа
1998 г., с некоторой даже для себя неожиданностью обнаружил, что всяческие кризисы, как ни странно,
несут с собой довольно мощный положительный и конструктивный заряд.
Если еще совсем недавно большинство предпринимателей, по роду деятельности далеких от информационных
технологий, рассматривали Интернет как красивую и дорогую, но, в общем-то, бесполезную игрушку, то
возвращение страны к нормальной экономике заставило многих из них по-другому взглянуть на вещи,
напомнив о необходимости считать деньги. И в ситуации, когда предприятия оказались вынужденными
секвестировать расходные части своих бюджетов, вроде бы совершенно неожиданно выяснилось, что
интернет-технологии позволяют добиться весьма значительной экономии на меджугородних и
международных звонках, командировках, продвижении товаров и услуг и многом, многом другом.
Это пристальное внимание потребителей к разнообразным интернет-услугам, от подключения до создания
корпоративных сайтов и банннерной рекламы, начало всерьез ощущаться уже в октябре-ноябре 1998 г..
Некоторое послекризисное падение спроса со стороны массового клиента во многом компенсировалось
ростом активности клиента корпоративного.
Вдобавок, телекоммуникации в целом оказались в России единственной отраслью, в который валовой продукт
не только не снизился за время, прошедшее с 17 августа, но и ощутимо возрос. В результате в российский
Интернет потекли инвестиции практически со всех сторон от крупных нефтяных компаний, стремящихся
диверсифицировать капитал в условиях серьезных колебаний цен на нефтяном рынке, от иностранных
инвесторов, решивших, что настал удобный момент для недорогого приобретения весьма перспективного
в стратегическом отношении бизнеса, и просто от многочисленных владельцев мелких и средних торговых
фирм, чей бизннес в изменившихся условиях перестал быть столь же прибыльным, как раньше.
В итоге рыночная ситуация изменилась кардинально. Когда-то относительно неповоротливые «киты», ранее
свысока наблюдавшие за резвящейся под боком мелкой рыбешкой, время от времени снижая цены, вступили
в полосу реорганизаций, ставящих целью повышение мобильности с одновременным наращиванием мощи, -
достаточно вспомнить хотя бы выделение «МТУ-Интела» из состава «МТУ-Информа» или покупку «Гласнета»
компанией «Совам-Телепорт». В свою очередь, многочисленные мелкие провайдеры, делающие упор на
индивидуальный подход к клиенту и имеющие возможность пользоваться какими-либо ресурсами телефонией,
оборудованием, помещениями, по льготным тарифам, стали появляться, как грибы после осеннего дождя.
Только по данным, доступным из онлайновых публикаций, скорость появления новых ISP в Москве в июне-июле
этого года можно оценить приблизительно в десяток провайдинговых компаний ежемесячно.
Эти особенности текущей рыночной ситуации неизбежно приведут, и уже начинают приводить, к закономерным
последствиям.
Во-первых, резко обостряется дефицит высококвалифицированных кадров в области интернет-технологий, -
очевидно, что подготовка требуемого числа специалистов является процессом намного более инерционным.
И если уже сегодня добрая половина штата московских компаний, связанных с интернет-бизнесом,
укомплектована уроженцами Харькова, Самары, Оренбурга и многих других далеких от Москвы городов, -
то в дальнейшем утечка мозгов из провинции в столицу наберет еще большие обороты. Однако полностью
утолить кадровый голод за счет мигрантов не удастся, ведь численность уже сформировавшихся специалистов
в провинции относительно невелика, да и немалая их часть предпочтет воздержаться от переезда, благо,
рабочие места подобного профиля создаются сегодня и там, причем чем дальше, тем больше. А значит, -
возрастет активность «охотников за головами», будут увеличиваться среднеотраслевые зарплаты.
Небольшие фирмы, вследствие эффекта масштаба, не смогут предложить столь же высокой оплаты, как
«киты», а значит, наиболее компетентные кадры будут концентрироваться именно в крупных компаниях, что
неизбежно скажется на качестве и надежности услуг, предоставляемых мелкими провайдерами.
Во-вторых, в силу все того же эффекта масштаба «киты», имеющие более низкую себестоимость услуг,
окажутся в состоянии намного дальше зайти по тропе ценовых войн, которые будут все сильнее и сильнее
обостряться.
Подавляющее большинство мелких провайдеров как уже существующих, так и новообразованных, в
результате, попросту сойдет с дистанции не выдержав конкуренции с крупными поставщиками более
дешевых, качественных и надежных услуг. Как бы это ни было печальным для многих участников рынка,
превращение российского Интернета в полноправную отрасль означает и конец романтической эпохи
«бури и натиска», связанный с переходом на конвейерные технологии ведения бизнеса.