Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Строители Вавилонской башни


Александр Милицкий
sanches@sanches.ru


Опубликовано: 2001-03-23


Другие статьи этого автора:
Александр Милицкий
Цугцванг «Мегафона»

Александр Милицкий
«Скартел» не уступит ни на йоту. Конфликт с регулятором дойдет до суда

Александр Милицкий
Рынок лишних мощностей

Александр Милицкий
Война или мать родна?

Александр Милицкий
Под копытом Медного всадника


Не так давно РИА «Росбизнесконсалтинг» объявило о начале предоставления услуги по регистрации русскоязычных доменных имен в доменах первого уровня .com, .net, .org. Помимо информационных ресурсов, принадлежащих самому агентству, в PR-акцию по продвижению этой затеи, судя по всему, были вовлечены и многие другие СМИ, — по крайней мере, такое ощущение возникает при сопоставлении разных опросов на эту тему (скажем, в опросе, проведенным редакцией журнала «Инфо-Бизнес», все восемь респондентов отозвались об инициативе благожелательно, в то время, как по результатам опроса онлайного журнала «Clickz.ru» ее однозначно назвали авантюрой восемь из двенадцати опреошенных, — с учетом того, в обоих случаях вопросы задавались известным и авторитетным людям, профессионализм которых не вызывает сомнений, — становится любопытным принцип отбора респондентов в том или ином издании). Основных аргументов у сторонников русскоязычных доменных имен два. Во-первых, утверждается, что с течением времени среди аудитории Интернета растет доля непрофессиональных пользователей, для которых набрать слово в латинском регистре является непосильной проблемой. Во-вторых, утверждается, что подобным образом можно будет обойти сложности, вызываемые неоднозначностью транслитерации русских слов, — мол, в латинском регистре кто-то наберет auto.ru, а кто-то — avto.ru, в то время как русское слово «авто» дает простора для фантазии значительно меньше.
Подобная аргументация вызвала определенный интерес среди нестойкой части публики, — в том числе заметно оживились киберсквоттеры, открывшие для себя новый незаселенный материк. Однако при вдумчивом рассмотрении оба этих довода представляются довольно сомнительными. Человек, который не в состоянии набрать по бумажке одно слово латиницей (про тыканье мышкой в гиперссылку молчим, — там доменное имя вовсе неважно), является не просто непрофессионалом, а — идиотом в медицинском смысле этого слова. Он и на русском-то слово «непричом» с тремя ошибками напишет, так что подобный контингент предлагаемым новшеством не спасется. Что же до различных вариантов транслитерации, — то те из владельцев сайтов, кто подходит к своей деятельности серьезно и профессионально, предусматривают такую возможность, регистрируя по нескольку имен, ведущих на один и тот же ресурс, — сравните, например, www.clicks.ru и www.clickz.ru или www.ytro.ru и www.utro.ru. Более того, — использование русских доменных имен совершенно не решает проблемы синонимов, — ибо совершенно неизвестно, напишет ли пользователь в адресной строке «страхование» или «страховка». К тому же, практика показывает, что важность простых и хорошо запоминаемых «естественных» имен для успешной раскрутки сайта — не более, чем миф, активно раскручиваемый киберсквоттерами, эти имена захватившими и теперь пытающимися впаривать почтеннейшей публике. Во всяком случае, их отсутствие ничуть не помешало успешности таких ресурсов, как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.km.ru, www.algo.ru, www.ixbt.ru, www.ibo.ru и даже, страшно сказать, самого www.rbc.ru, — хотя во всех перечисленных и многих других случаях в качестве доменного имени использовалась слабопонятная стороннему человеку аббревиатура либо слово, напрочь отсутствующее в русском языке. И, — ничего, все эти сайты действуют вполне успешно, поскольку профессионал может раскрутить в качестве бренда абсолютно любое, пусть даже совершенно бессмысленное буквосочетание. В общем, предполагаемые плюсы от внедрения кириллических доменных имен, при внимательном рассмотрении, совершенно не выглядят ошеломляющими и революционными. Давайте теперь попробуем разобраться с минусами, для чего совершим небольшой экскурс на техническую кухню провайдера.

Каждое устройство, подключенное к Интернету, имеет свой уникальный числовой IP-адрес, записываемый как четыре группы цифр, разделяемых точками, — например, 212.1.224.35. Именно он, — и только он, — используется при маршрутизации информационных пакетов. Буквенные доменные имена были придуманы не для машин, а для людей, чтобы упростить запоминание, — компьютеры разбираются в них примерно так же, как спаниэль в тригонометрии. Когда пользователь вводит в окошко броузера, скажем, www.gazeta.ru, — его машина обращается к специальному DNS-серверу, от которого получает значение нужного численного IP-адреса, и в дальнейшем оперирует уже только им. Система удобная, простая и более или менее изящная, — пока в качестве доменных имен используются латинские буквосочетания, совершенно одинаковые на всех компьютерах всего мира.

Что будет происходить при наборе доменного имени каким-либо национальным (например, кириллическим) шрифтом? Компьютер пользователя точно так же обратится к DNS-серверу за численным IP-адресом и точно так же будет тупо следовать установленной процедуре. Разумеется, DNS-сервер является всего-навсего безмозглой железякой, которая русского языка (да и любого другого тоже) не знает, а просто ищет численный адрес, соответствующий полученной двоичной тарабарщине из единиц и нулей. Если найдет, — все будет замечательно. Если нет, — увы, попасть на нужный сервер Вам не судьба.

Теперь задумайтесь на минуту о том, что компьютеров в мире очень много, они бывают разных систем, работают под разными ОС и «говорят» на разных языках, — но при этом ухитряются, как правило, «понимать» друг друга. «Понимание» это происходит благодаря наличию у них своеобразного «языка межнационального общения», — той общей для всех машин части таблицы ASCII, куда входят цифры, буквы латинского алфавита и основные знаки. Под многочисленные национальные языки отводится другая половина таблицы, причем используется она, в зависимости от страны, очень и очень по-разному, иногда довольно причудливо, — особенно это касается языков, использующих для письма не буквы, а иероглифы.

Попробуйте в порядке эксперимента зайти на какой-нибудь французский сайт, — например, на сервер одного из парижских отелей. Если Ваш броузер и операционная система корректно воспринимают западноевропейский алфавит (кодировка «Western» ISO-8859—1), то Вы увидите текст на французском. Если у компьютера с восприятием этой кодировки проблемы, но язык Вы знаете, — Вы все равно сумеете прочесть текст, — подавляющее большинство букв в этой кодировке совпадает с английскими, благодаря чему догадаться о смысле крокозябра, обозначающего «E» с черточкой, «U» с крышечкой или «C» с хвостиком не составит особого труда. И даже не зная языка Вы сможете найти ссылку на англоязычную страницу, посмотреть фотографии, скачать и распечатать карту местности, заполнить форму бронирования, — в общем, много чего сделать. Но — при одном условии, — что Вы на этот сайт попали. Что не составляет проблемы, пока в доменном имени используется английский. А если нет? Попробуйте навскидку ответить, — что нужно набрать на Вашей русской клавиатуре, чтобы получившийся код ASCII соответствовал французскому «U с крышечкой»? А китайскому иероглифу, выглядящему как прямоугольничек, пересеченный вертикальной черточкой? Да Вы просто не сумеете попасть на такой сайт, если у него нет еще одного, известного Вам доменного имени на старом добром английском.

Можно, конечно, попытаться отмахнуться от этой проблемы как от надуманной, — дескать, мой сайт рассчитан на русских, и если какой-то японец или немец не сумеет на него попасть, — невелика потеря. Однако уверены ли Вы, что Вам совершенно неинтересны посетители из числа наших соотечественников, вышедших в сеть из зарубежного интернет-кафе? А наши, российские пользователи «Макинтошей» или UNIX-систем, у которых та самая вторая половина ASCII-таблицы используется под русские буквы иначе, чем в Windows? Наконец, заведя себе насквозь кириллический адрес Вася@Пупкин.net, собираетесь ли Вы получать хотя бы изредка письма от зарубежных корреспондентов, которым придется изобретать способ написания этого адреса на своих совершенно нерусифицированных компьютерах?

В общем, чтобы все работало корректно во всех случаях, — без англоязычного доменного имени, все же, не обойтись. И пользователю, который хочет быть уверен, что попадет на нужный ему сайт откуда угодно и при любых обстоятельствах, придется запоминать не один, а два адреса, — кто там говорил об удобстве URL с кириллицей? Но многие ли из тех самых непрофессионалов, притоком которых в Интернет мотивируется необходимость нововведения, хотя бы слышали сам термин «DNS», не говоря уже о знании принципов его работы? Человек делает сайт о кролиководстве, он знает, что сайту нужен адрес. Чтобы его получить, — честно регистрирует через РБК домен кролиководство.net и на голубом глазу запускает ресурс, — деньги уплачены, домен делегирован, чего же еще? А что кто-то будет безуспешно пытаться на этот сайт зайти, или отправить ему почту, — он еще очень и очень долго даже и не узнает…

Затея с регистрацией кириллических доменных имен плоха тем, что в весьма значительной степени снижает общую дуракоустойчивость Интернета. Даже будучи специалистом, довольно трудно предугадать заранее те тонкие места, в которых непредсказуемо порвется связность сети из-за человеческой непредусмотрительности или технических проблем. Неосторожное движение — и тысячи пользователей вместо затребованного сервиса получат сообщения об ошибке. Кому выгодна эта авантюра? Ответ лежит на поверхности, — тем, кто берет за эту регистрацию деньги, в данном случае — РИА «Росбизнесконсалтинг». Кому это мешает? В первую очередь, — тем, кто по долгу службы поддерживает связность Интернета, и кому придется разгребать потоки жалоб от пользователей, у которых не открываются сайты и не ходит почта, — то есть провайдерам.

Без поддержки со стороны провайдеров кириллические доменные адреса работать не будут. Сеть — штука довольно тонкая; по оценкам экспертов, достаточно критической массы в 10% от числа всех ISP, бойкотирующих нововведение, чтобы оно оказалось практически неработоспособным. Судя же по обсуждению проблемы в провайдерских кулуарах, число «забастовщиков» окажется в несколько раз выше, так что про реальную пользу от русских доменных имен, похоже, следует на корню забыть. Я не буду пытаться давать морально-этическую оценку действиям РБК, под видом услуги предлагающего лишенную содержания абстракцию, — в конце концов, филькины грамоты, удостоверяющие право собственности на участки лунной поверхности, явно имеют ничуть не более высокую практическую ценность и, тем не менее, довольно бойко распродаются. Однако тем из пользователей, кто регистрирует доменные имена для дела, а не ради подтверждения собственной значимости, пожалуй, следовало бы задуматься об альтернативных способах потратить кровные $36. Например, на покупку трех с лишним ящиков приличного пива, — пользы будет не меньше, а уж об удовольствии и говорить нечего.


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2025.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня