В этом году выставка «Интернетком-2001» была непредставительной как
никогда, участников не набралось даже сотни. Ее узость особенно
ощущалась при выходе за ограждение выставочной территории, на глаз,
она охватывала приблизительно третью часть павильона, и огромное
незанятое пространство, чистое, как зеркало, производило странное
впечатление.
Из провайдеров на выставке сколько-нибудь заметным образом была
представлена, пожалуй, лишь компания «
МТУ-Интел», недавно поглотившая
«
ПТТ-Телепорт» и активно продвигавшая «
Точку.Ру» по льготным тарифам
на подключение. Тем, кто подписывал договор в течение трех выставочных
дней, предлагалось инсталлировать ADSL-канал за $199 вместо обычных
$750 (без учета НДС, впрочем). У стенда толпилось довольно много юного
народа, впрочем, похоже, привлеченного возможностью принять участие
в проводившемся на стенде чемпионату по компьютерным «стрелялкам».
Хотя на фоне стандартных условий «Точки.Ру» выставочная
инсталляционная плата и выглядела привлекательной, все же
минимальная стоимость пользования услугой для среднего индивидуального
абонента, потребляющего порядка 200 Мб в месяц, составляет $115.92 по
тарифному плану «Индивидуальный» и $124.74 по тарифному плану
«Экономный» (у учетом НДС и НСП), это, пожалуй, многовато для
массового пользователя, особенно в условиях, когда абонент приличного
ethernet-провайдера тратит на то же самое порядка $30 $35/мес. Так
что «Точка.Ру» все еще не в состоянии выйти на массовый рынок, ей
остаются только корпоративные сегменты и SOHO, похоже, что в
течение, как минимум, ближайшего года эта ситуация не изменится, иначе
компании просто не удастся вернуть вкладываемые инвестиции.
У стендов немногочисленных других провайдеров особого оживления не
наблюдалось, впрочем, и сами стенды, в большинстве своем, ни
дизайном, ни масштабами не поражали. Особенно запомнился стенд
«РМ-Телекома», представлявший собой стандартную выгородку
минимальной площади, с двумя явно скучающими девушками,
заинтересованно провожавшими взглядами проходящих мимо посетителей.
Знакомясь с экспозицией, я прошел мимо него раз шесть, и ни разу не
увидел ни одного посетителя.
При этом нельзя сказать, будто выставка была совершенно бесполезной, -
так, весьма интересным и результативным оказался «провайдерский»
круглый стол, состоявшися в 16:00 в среду, среди членов президиума
были технический директор «Демоса» Василий Долматов, зам. Генерального
МТУ/ПТТ Александр Теппер, Генеральный директор журнала «Connect!»
Александр Повшенко и другие известные лица.
Однако общая стратегия организаторов выставки себя, похоже, не
оправдала, и этому есть вполне разумное объяснение. Лица,
принимающие решения в компаниях, являющихся клиентами
телеком-операторов, давно уже перестали нуждаться в ликбезе и красивых
иллюстрациях, для них куда более важны цены и условия, а
обсуждения и переговоры по вопросам такого рода проще и удобнее вести
в офисе, нежели на выставочном стенде. Напротив, массовый посетитель,
для привлечения которого хороши красочные стенды, был отсечен
ориентацией мероприятия строго на профессионалов. Что же до игроков
рынка, то для них важной является возможность встречи, дискуссии и
обсуждения, и как показывает пример того же круглого стола, они этой
возможностью успешно воспользовались. Однако покупка билета и участие
в круглом столе обходится несравнимо дешевле размещения и обслуживания
выставочного стенда, так что большинство предпочло роль посетителей.
Вдобавок, для участников рынка ежегодно проводится немало других
мероприятий, таких, как РИФ или конференции АДЭ, которые,
вдобавок, позволяют работать в режиме общения существенно дольше и в
гораздо более комфортных условиях.
Вообще говорить о выставке для профессионалов в области телекома
довольно сложно. Когда мы пытаемся презентовать какую-то услугу, -
основными аргументами являются цены и технические характеристики,
которые можно опубликовать на сайте или доложить на специализированном
семинаре. Необходимость демонстрации возникает лишь в случае, когда
необходимо представить какое-либо оборудование, и, похоже, несколько
«железячных» компаний и интеграторов, которые приняли участие в
«Интернеткоме», и были теми немногочисленными участниками, которым
выставка прпинесла заметную пользу.
Я могу ошибаться в прогнозах, однако, похоже, время «общетематических»
выставок для специалистов проходит. Компании, заинтересованные в
привлечении массового клиента, будут выставляться на
традиционно-попсовом «Комтеке». Глобальные тенденции рынка будут
обсуждаться операторами где-нибудь в «Лесных далях», в узком кругу. А
поставщики оборудования и интеграторы предпочтут
узкоспециализированные выставки.
Будет ли проводиться «Интернетком» через год для меня совершенно
неочевидно. Ибо на сегодняшний день «общеинтернетовская» выставка
оказалась совершенно неспозиционированной.