В спорах о спаме и спаммерстве у оппонентов
нет-нет да и проскальзывает в выступлениях недоуменная нотка, дескать, поскольку абонент платит провайдеру за любой входящий траффик, в том числе и за почтовый спам, то спаммеры должны быть провайдеру выгодны, провадер должен их холить, лелеять, оберегать и пестовать. Между тем, наиболее яростный и, вместе с тем, наиболее действенный антиспамовый документ, «
Нормы пользования Сетью» (
ofisp-005) был взрощен именно в недрах
провайдерского сообщества. И наиболее ярыми противниками спама как явления являются, опять-таки, именно провайдеры. Чем объясняется этот парадокс?
На самом же деле спаммеры своей деятельностью наносят провайдерам ущерб едва ли не больший, нежели пользователям. Проблемы начинаются, в первую очередь, с затрат рабочего времени персонала, реагирующего на жалобы, поступающие на
abuse@. Пусть на разбор одной жалобы уходит всего 10 минут (цифра зачастую заниженная), прочитать, разобраться в служебной информации пересланного спаммерского письма, установить и прибить эккаунт паразита или переадресовать жалобу соответствующему ISP, и, наконец, составить ответное письмо о принятых мерах, все это требует времени. Времени, которое даже при невысокой, в
общем-то, для сектора зарплате $300/мес обойдется провайдеру приблизительно в $0.30 на письмо, а если компания честно платит налоги, то и все $0.42. Причем эти затраты отнюдь не являются умозрительными, многие достаточно крупные компании вынуждены держать для разбора
abuse@ отдельную штатную единицу, или же повышать (с учетом возрастающей в связи с поступающими жалобами нагрузкой) численность персонала круглосуточной технической поддержки.
При этом просто положить с прибором на все эти жалобы провайдер совершенно не может себе позволить, сообщество сетей, соблюдающих ofisp-005, давно достигло той критической массы, когда не соблюдать получается себе дороже. Глазом не успеешь моргнуть, тут же окажешься во всевозможных фильтрах, и придется грустно махать платочком вслед уходящим клиентам, недовольным, что отправленные ими письма не доходят до адресатов.
Однако затраты на спам со стороны провайдера этим не исчерпываются, ибо далеко не весь входящий спамовый траффик оплачивается пользователями. Так, например, наиболее опытные абоненты (они же наиболее «засвеченные» в сети своими адресами и, следовательно, получающие львиную долю спама) давно научились «убивать» мусорные письма еще на сервере, просматривая лишь заголовки. Как легко догадаться, в этом случае входящий траффик вполне себе ляжет в себестоимость провайдера, но отнюдь не будет оплачен клиентом, соответственно, его стоимость целиком уйдет в убыток ISP. В случае же с так называемым «анлимом» этот траффик заметно, на несколько процентов повысит время пребывания в сети каждого пользователя, что на модемном пуле в несколько сот линий будет означать недобор полусотни пользователей, означающих, в свою очередь, пару-тройку тысяч долларов недополученной прибыли ежемесячно.
Не стоит также недооценивать дополнительную нагрузку, создаваемую спамом на почтовые системы и каналы провайдера. Одно-единственное мусорное письмо, пришедшее половине клиентов ISP, создает ее в масштабах, заметно превышающих весь обычный почтовый траффик. А значит, опять расходы, единовременные на серверное «железо» соответствующей производительности и с достаточным дисковым пространством, а также ежемесячные на аренду дополнительной полосы пропускания.
Наконец, совокупный мусорный траффик растет в последнее время, увы, экспоненциальными темпами. И банальная экстраполяция показывает, что через совсем небольшое время все перечисленные затраты возрастут в разы, если текущая тенденция не будет переломлена. А поскольку спам является чрезвычайно выгодным экономически, как и любое другое воровство, первоочередные усилия необходимо предпринимать для того, чтобы, во-первых, наказывать за него так же, как и за прочие деяния, подпадающие под ст. 184 УК РФ, а во-вторых, чтобы эту самую экономическую эффективность по возможности снизить, ограничением аудитории путем фильтрации, блокированием эккаунтов с остаткоми средств на лицевых счетах и т.п.. Не стоит также забывать, что наиболее одиозные спаммеры из бывших прекращали свою деятельность после того, как получали по морде от потерявших терпение получателей их мусора. И хотя из соображений законопослушности и политкорректности я не могу себе позволить призывов к борьбе со спамом подобными методами, тот факт, что, в случае отмены моратория на смертную казнь, подобная мера наказания должна распространяться на спаммеров наряду с террористами и наркодиллерами, сомнению не подлежит. Собаке собачья смерть.