Буквально менее года назад на телекоммуникационном поле появился новый, ранее фактически не существовавший рынок. Речь идёт о купле-продаже абонентской базы, — вместе с сетями, с операторскими компаниями, или же самой по себе. Появиться-то он появился, — но вот сформироваться толком до сих пор не успел.
Собственно, рождением своим этот рынок обязан начавшимся недавно процессам консолидации среди московских провайдеров широкополосного доступа. Во времена, когда основным средством доступа был dial-up, покупать абонентов особого смысла не было (хотя единичные эксперименты такого рода изредка случались и тогда, достаточно вспомнить покупку «Зеноном Н.С.П.» клиентской базы забытой уже ныне компании 4Unet).
В том, что провайдеры тогда были, и клиенты у них были, а вот рынка купли-продажи этих клиентов не существовало, повинна высокая мобильность абонентской базы коммутируемого доступа. Пользователь птица вольная, чуть что улетел. Не понравилось качество предоставляемых услуг? Конкурирующий оператор предложил более низкий тариф? Не удалось купить напротив дома карточку любимого провайдера? Не проблема, в пору расцвета диалапного рынка в московской телефонной зоне работали приблизительно четыре сотни компаний, причем карты оплаты полусотни из них можно было без проблем купить на любом перекрестке.
Не мудрено, что заниматься покупкой столь эфемерной субстанции особого смысла не было, сегодня купил, а завтра она рассеялась как дым. Наоборот, проще и дешевле было абонентов переманить, понизив цены, дав побольше рекламы или предложив более удобный способ оплаты.
Пользователи выделенок были народом куда менее мобильным, мало кому охота лишний раз оплачивать инсталляцию и связываться лишний раз с прокладкой кабеля, и, казалось бы, раз переманивать сложно, то покупать сам бог велел. Не тут-то было, покупать оказывалось не у кого и некому.
Не у кого поскольку первые домашние сети, развиваемые энтузиастами, видели перед собой блистательные перспективы и совершенно не горели расставаться с клиентурой. Некому потому что территориальные провайдеры были в те времена локальными монополистами. В условиях дефицита предложения никто особо не рвался в чужие районы, пока оставались ещё огромные никем не застолбленные территории. А покупать абонента, проживающего на другом конце города, за километры от ближайшей точки присутствия, занятие бессмысленное, подключить-то его все равно не получится.
Нет, отдельные сделки случались и в ту пору, если в районе, куда приходил со своей оптикой профессиональный оператор, уже имелась кустарная коаксиальная сеть. Понятно, что в исторической перспективе она была обречена, конкурировать ни по тарифам, ни по надежности серьезных возможностей у нее не было, и её создатели это, как правило, понимали. С другой стороны, оператору тоже бывало не с руки по полгода ждать до начала майских гроз, прежде чем тяжелые на подъем немногочисленные пользователи, наконец, начнут к ним перебираться. Покупка абонентской базы выглядела в этом случае вполне соломоновым решением, провайдер одномоментно получал приличную по размерам лояльную клиентуру, не тратя времени и денег на её переманивание, а бывшие владельцы сети деньги и, как правило, возможность заниматься любимым делом за зарплату. Вдобавок, снятые с боевого дежурства хабы и смотанные кабели, отправленные в Митино, также приносили какую-никакую прибавку к пенсии.
Однако подобного рода сделки, совершавшиеся в единичных количествах, рынка по продаже абонентской базы ещё не сформировали. Не было не то что массовых, а даже и сколько-нибудь внятных предложений ни о покупке, ни о продаже, и не существовало никакого механизма определить «рыночную цену», её тоже попросту не было.
Ситуация изменилась, когда на рынок хлынули действительно серьезные инвестиции, зоны покрытия стали всерьез пересекаться, а в результате возросшей конкуренции борьба за абонентов обострилась уже всерьез. Подтянуть к дому оптоволокно, разварить его, поставить ящики, набить их оборудованием, в общем, подключить дом, в зависимости от планировки здания, используемого «железа» и прочих обстоятельств обойдется провайдеру в $800 $2000. И если все проживающие в доме пользователи уже растащены двумя-тремя работающими там провайдерами (а также вездесущим «Стримом»), окупать эти затраты абоненткой от пары перебежчиков можно долгие годы. А переманивать доступными на практике средствами можно ещё дольше.
Для удобства ориентирования возьмем мой собственный дом. На 112 квартир (в которых, правда, проживают лица с доходом несколько выше среднего, но отнюдь не миллионеры) здесь приходится ADSL от «МТУ-Интел» (у которого уже есть несколько абонентов, но больше подключить вряд ли получится, взаимные помехи в телефонном кабеле достигли пороговой величины ещё года два назад, когда МТУшный дилер приходил ко мне с предложением расшарить на несколько квартир мой ADSL-модем) и три Ethernet-провайдера, «Меттем-Телеком», IMSYS и «Дельта-Телеком». Вдобавок, кто-то до сих пор ещё пользуется коммутируемым доступом, я лично, как минимум, одного такого знаю. А не так давно на стенке на высоте пятого примерно этажа появился ещё и «фонарик» беспроводной точки доступа «Голден-Телекома».
На досках объявлений у подъездов постоянно висит реклама «Меттема», время от времени появляются дацзыбао «Имсиса», а на днях я с удивлением для себя обнаружил пару ребятишек, лепящих чуть ли не от руки написанную объяву «Дельты», о которой несколько лет уже даже и не слышал и, грешным делом, полагал покойной. На эти рекламные пляски я гляжу с некоторой иронией, насколько я знаю своих соседей по подъезду, переключений в обозримом будущем не предвидится, а новые включения вероятны разве что в том случае, если к нам въедет какой-нибудь новый жилец. И все старания расклейщиков вкупе с затратами на полиграфию оправдают себя в том лишь только случае, если соседский сын распробует-таки прелесть файлообменных сетей, или же если у кого-то из имеющихся провайдеров произойдет глобальная и продолжительная авария.
Пикантность ситуации обостряется за счёт того, что в район вскорости должна придти «Корбина-Телеком». По слухам, оптику по домам тут уже растянули, и я ещё с полгода назад видел у нас в подъезде мужика в корбиновской спецовке, но вот подключений здесь до сих пор нет. За счёт чего «Корбина», придя сюда, может заполучить абонентов в нашем доме?
За счёт новых пользователей, только-только купивших себе компьютер? Но дети растут медленно, а среди родительского поколения все, кому компьютер был нужен, его уже давно купили (совсем уж безденежных семей в доме как-то не наблюдается).
За счёт соседского сына, ныне сидит на коммутируемом доступе от РОЛ? Но если бы ему действительно нужна была выделенка, он бы давно на нее перешел, но качает он немного, а разница между $5/мес. диалапа и $10/мес. выделенки для него, студента, небезразлична.
За счёт более высоких качества и надежности? Но операторы, работающие в доме, серьезных ляпов не делают уже несколько лет, да и, что греха таить, надежность и качество у всех пребывают сегодня на более или менее одинаковом уровне.
За счёт более низких тарифов? Но средний пользователь уже сейчас имеет за устраивающие деньги тот объем трафика, который его удовлетворяет, и от добра добра не ищет. «Работает не трогай!».
И когда «Корбина» начнет-таки подключения в моем доме, вряд ли она сможет рассчитывать на что-то большее, чем пара-тройка ментально нестойких пользователей, которые переключатся к ней потому, что это более известная компания, что её рекламу они слышали в утренней пробке по «Серебрянному дождю», и что её продакт плейсмент был размещен аж в самом «Дневном дозоре».
Теперь представим себе, что в этот же дом приходит не «Корбина», а какой-то другой, менее разрекламированный Ethernet-оператор, например, расширивший свою сеть из соседнего района. На что он сможет рассчитывать? Да вообще ни на что, если ни у кого из конкурентов не случится серьезной аварии. А ведь затраченные на подключение здания $800 $2000 надо каким-то образом отбивать
При этом здание-то является довольно лакомым кусочком, совокупную глубину проникновения оценить, конечно же, довольно сложно, но на каждом этаже от стояка по стенке ползет как минимум в одну из четырех квартир сетевой кабель. Но этого мало, чтобы судить о глубине проникновения, есть же ещё диалап и ADSL, которые по внешним признакам заметить нелегко. Скажем, на моей лестничной площадке (хоть это и нерепрезентативно) подключено три квартиры из четырех, одна по Ethernet, одна по ADSL, одна по коммутируемому доступу. Этажом выше минимум, две из четырех (диалап и Ethernet). Это только то, о чем я доподлинно знаю.
В общем, не покуситься на такой кусок пирога было бы безответственным, а дуриком тащить сюда ещё один оптоволоконный кабель бесперспективным.
(Окончание следует)