Парадигма наше всё
Скепсис Сергея Дружинина легко понять, в рамках традиционной парадигмы платного телевещания IPTV-операторы заведомо проигрывают по всем фронтам своим конкурентам, как традиционным вещателям вроде «НТВ+» или «Космос-ТВ», так и платным интернет-контентщикам нового поколения. Это бесспорно, и пытаться играть на том же самом поле было бы, как минимум, не слишком дальновидно. Чтобы выиграть, надо менять парадигму и бизнес-модель. И менять её не абы как, от фонаря, а используя имманентные преимущества собственной технологии.
В чем недостаток традиционных вещателей? В первую очередь, в односторонне-вещательной модели доставки контента. Неважно, платный или бесплатный характер носит это вещание, оно все равно действует по схеме «мне бы прокукарекать, а там хоть и не рассветай». Потребителю круглосуточно транслируется некий пакет каналов, совершенно независимо от того, смотрит ли эти каналы в данный момент хоть кто-нибудь. Пакет неизбежно ограниченный, ценовой ли вилкой в случае с платными каналами или техническими возможностями в случае с аналоговым сигналом, передаваемым через эфир или муниципальный кабель. «Слушайте, Петр Иванович, свои Валенки и не выпендривайтесь!..» То же «НТВ+» никогда не сможет позволить себе пакет из тысячи каналов, тех денег, которые за такую услугу можно собрать с абонентов, заведомо не хватит для аренды транспондеров и покупки лицензий.
При этом, впервые покупая пакет платных каналов, пользователь, по сути, приобретает кота в мешке. Да, он знаком с рекламой и читал рецензии, но понравится ли ему то, что он приобрел, он поймет лишь после того, как сам попробует. Причем чем больше каналов ему предоставляют, тем выше неопределенность.
В чем ахиллесова пята удаленных платных вещателей? Именно в их удаленности. Как оно издавна водится в Интернете, все наши нынешние нововведения давным-давно обкатаны порнотехнологами. Которые, бедолаги, постоянно страдают от обилия ретивых юношей, то и дело норовящих подсунуть им «левый» номер кредитки.
Конкурировать на чужом поле занятие смелое, но, как правило, не слишком разумное. Куда как лучше попытаться установить свои правила игры, максимально реализуя собственные технологические преимущества.
Империя наносит ответный удар
Какие преимущества имеет IPTV-оператор, владеющий собственной абонентской разводкой, перед прочими конкурентами?
Во-первых, он непосредственно сидит на абонентских деньгах. Любой из пользователей, получающих доступ в Интернет через его кабель, заведомо пропускает через него некий финансовый поток. При этом на лицевом счету абонента всегда есть деньги, если не используется кредитная система оплаты, и когда деньги на лицевом счету заканчиваются, доступ блокируется, а для его возобновления требуется пополнить счет.
Во-вторых, оператор лично и поименно знает своих абонентов. Он заключал с ними договора, он знает адреса, куда протянут кабель, для него не существует анонимов.
В-третьих, TCP/IP-технология по природе своей интерактивна, обмен пакетами там носит двусторонний характер.
Именно эти преимущества и следует использовать для того, чтобы суметь побороть злобных конкурентов. Использовать в рамках иной, новой бизнес-модели, которую ни традиционные, ни удаленные вещатели реализовать окажутся попросту не в состоянии.
Представьте себе территориального широкополосного интернет-провайдера, предоставляющего своим абонентам, в том числе, и услуги платного телевидения, и берущего при этом деньги не за подписку на некоторый пакет каналов в течение месяца, а повременно за просмотр конкретного канала. В отличие от эфирных или спутниковых операторов, у такого провайдера есть возможность измерять и билить, какой канал каким абонентом сколько времени смотрелся. И списывать деньги с его лицевого счёта.
Фантазируем дальше. Любому абоненту, в квартиру которого проведен кабель, доступно сто, двести, пятьсот, тысяча каналов, и это ему нифига не стоит. Не стоит, пока он не нажал кнопочку на пульте и не начал смотреть. Включил «Дискавери», за просмотр начал списываться с лицевого счёта один цент в час (здесь и далее цифры условные). Полцента в час идет оператору, полцента каналу. Переключился на «Хастлер», пять центов в час, с разделом суммы в той же пропорции. Никакой месячной подписки на пакет, пока смотрю плачу (причем плачу именно тому правообладателю, чьей продукцией пользуюсь), не смотрю, не плачу.
Чем этот вариант хорош для потребителя? Для него финансовый порог начала пользования услугой стремится практически к нулю. Нет нужды покупать на месяц пакет из нескольких каналов за десяток долларов, нет «кота в мешке», нет ограниченности в числе доступных каналов, щелкай пультом и смотри, цент-другой в час тебя не разорят, зато можно выбирать не из полусотни, а из тысячи каналов, и не тратить лишних денег, если продлил подписку и потом вдруг внезапно уехал в командировку.
При этом многие потенциально интересные потребителям каналы используются ими с КПД существенно ниже паровозного. Скажем, психически здоровый человек, скорее всего, не будет смотреть тот же «Хастлер» долее получаса в сутки, и то далеко не каждый день, и отдельно платить за подписку на «Ночной канал» упомянутого «НТВ+» будут далеко не все возможные потребители. А вот заплатить пять центов за час, когда припрет, согласятся многие.
Или, например, среди моих друзей есть человек, который вообще телевизор смотрит два часа в неделю, во время прямой трансляции гонок «Формулы-1». Причем российская трансляция не устраивает его по причине наличия в ней рекламных пауз, за время которых можно пропустить самое интересное, так что ловит он это дело с буржуйского спутника по взломанной карточке. Если бы он не был столь знатным специалистом по системам кодирования, стал бы он специально ради этих двух часов в неделю покупать два пакета базовый и дополнительный спортивный? Сильно сомневаюсь. Скорее, пошел бы на время гонки в спортбар. Спортбар от этого, безусловно, в деньгах выиграл бы, а вот оператор и правообладатель вряд ли.
И так далее. Существует тысяча и одна ситуация, при которой подписке на фиксированный пакет пользователь предпочтет оплату за реальный просмотр, особенно если ему в любой момент доступен любой канал, а не только один из заранее заказанных.
Выгодна ли подобная схема владельцам каналов? Да. Каналов в мире тысячи, а, например, нашим пользователям в составе самых что ни на есть расширенных пакетов доступна от силы сотня из них. Остальные лишены выхода на аудиторию. А так они получат своих благодарных платежеспособных зрителей. Цент в час с рыла это, конечно же, недорого. Но четыре часа в день это уже больше доллара с подписчика в месяц (минус то, что причитается кабельному оператору, разумеется). Это довольно много, на самом-то деле, особенно если помнить, что наш «цент» сумма условная, а на деле это может быть и два цента, и три, и пять. Лицензионные отчисления от «пакетных» операторов принесут с одного абонента куда как меньше.
Выгодно ли это оператору доступа? Несомненно. Он получает свой процент от пропуска сигнала к потребителю, получает гарантированно, поскольку билит эту услугу и снимает за нее деньги с лицевого счёта абонента.
А как в такой ситуации выглядит просмотр телевидения с сервера стороннего коммерческого вещателя? Да точно так же. Просто потому, что ему централизованно получать регулярные отчисления от юрлица-партнера куда как лучше, чем обрабатывать массу мелких частных платежей, обремененных существенными рисками. В традиционной схеме «левая» кредитка является для стороннего вещателя бичом. При обсуждаемом варианте у него о таких вещах голова просто не болит. Потому, что у провайдера доступа все абоненты на карандаше и в билинге, и тут особо не пошалишь. Воспользовался услугой оплатишь.
В общем, прием данной бизнес-модели на вооружение провайдерами доступа дал бы им ряд существенных преимуществ перед конкурирующими вещателями, использующими иные технологии. И было бы глупо этим не воспользоваться.
Продолжение: Как спасти IPTV. Часть 3. Два слова о «бесплатном сыре»,
Как спасти IPTV. Часть 4. Место в пищевой цепочке.
Начало Как спасти IPTV. Часть 1. Кругом война.