Начало Час быка. Часть 1. Сколько стоит абонент?
Продолжение:
Хорошо, допустим, действительно, экономически обусловленная цена одного абонента не превышает $400. Ну, или, при наличии дополнительных бонусов (раскрученного бренда, уникального ноу-хау и т. п.) $450. Откуда тогда берутся завышенные ценовые ожидания и, более того, информация о состоявшихся сделках по намного более высоким ценам? Кто выполняет роль тех самых биржевых «быков», играющих на повышение?
Кто быкует?
Ну, с ценовыми ожиданиями все более или менее понятно. Каждый потенциальный продавец желает продать свой товар как можно более дорого, и искренне надеется на рост цен, тем более, что старая песня про «покупателей со временем станет больше, а продавцов меньше, а значит, цены неизбежно будут расти» для людей, не особо сведущих в экономике, выглядит вполне правдоподобно.
Ярчайшим примером такого рода является владелец достаточно крупной сети, охватывающей несколько районов на севере Москвы, уже более года пытающийся продать свое предприятие. За этот год его ценовые ожидания успели пару-тройку раз смениться с $700 до $500 за абонента и обратно; он успел поднарастить свою абонентскую базу за счет покупки из собственных средств пары-тройки кустарных сетей; метнулся от модели «продать 100%» до «привлечь инвестора на покупку частичного пакета» и обратно, а сделка так и не состоялась. Мало того, что сегодняшние $500 за абонента, которые он хотел бы получить, превышают экономически обоснованный порог, так еще и фраза из объявления про «порядка 20 км медного кабеля» дает примерное представление о масштабе средств, которые покупателю придется сразу же вложить в модернизацию сети. Подозреваю, эта компания будет продаваться еще очень и очень долго, пока все потенциальные покупатели не построят свои сети на его территории или не купят там кого-нибудь другого.
Но с ожиданиями продавцов понятно. А что с покупателями и с уже совершенными сделками?
Если отбросить шелуху и слухи, то реальных событий, которые могли бы способствовать завышенным ценовым ожиданиям, на рынке в этом году случилось только три. В скобках, прописью: три.
Во-первых, в начале года холдинг «Ренова-Медиа» приобрел компании «TC EXE» и «МИГ-Телеком». В газете «Коммерсант» сообщалось, что «EXE» ушло по $600, а «МИГ-Телеком» по $625 за абонента.
Во-вторых, в начале года же «Мостелеком», объявивший о масштабных планах вложить огромные деньги в сетевую инфраструктуру и заняться предоставлением доступа в Интернет, провел переговоры с рядом территориальных Ethernet-операторов. Ни одной сделки так, в результате, заключено пока что и не было, но обсуждавшиеся цены и условия внесли в умы немало сомнений и слегка всколыхнули рынок.
Наконец, в-третьих, совсем недавно в «Коммерсанте» прошла информация, что г-н Запорожец (бывший владелец «TC EXE») купил компанию «Су-29 Телеком» по $800 за абонента, предположительно с целью последующей перепродажи все той же «Ренове» по более высокой цене.
Все. Точка. Лично мне не известно больше ни об одной инициативе со стороны покупателей, потенциальных или уже состоявшихся, которая реально могла бы сыграть на рынке в пользу роста ценовых ожиданий. Если я что-то упустил, поправьте.
Но «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», ведь правда? Пусть даже речь идет о единичных событиях, но откуда-то они взялись?
Попробуем разобраться, каким образом на рынке может вообще озвучиваться цена, превышающая экономически обусловленный уровень.
Оговорюсь, ниже я перечисляю ряд теоретически возможных вариантов, и никоим образом не утверждаю, будто какая-то конкретная компания действовала именно по такому сценарию.
За гранью экономики
Подобных сценариев, на самом-то деле, довольно много, и я далек от мысли, будто перечислю все из числа возможных.
Первый вариант называется «осваивание бюджетов». Общеизвестно, что сиденья унитазов на американских стратегических бомбардировщиках стоят примерно столько же, как если бы они были сделаны из золота. Если лицо, принимающее решения, тратит не собственные деньги, а деньги «дяди» (в роли которого мог бы выступать, например, государственный или муниципальный бюджет), эффективность расходования средств находится за гранью добра и зла. Бюджет утвержден и выделен; более того, если его не суметь освоить в отведенные сроки, грозят неприятности. С другой стороны, хорошо написанный отчет о проделанной работе может принести должностному лицу премию, а то и повышение, а уж как оно там обернется с точки зрения экономической эффективности, вопрос восемнадцатый. Чиновники, получившие этот отчет, тоже напишут свои отчеты о том, что «обеспечили освоение», и получат свои премии и повышения. Такого рода бюджетные средства следовало бы списывать сразу по выделении, как в офисах сразу же списывают с баланса выданные сотрудникам карандаши, скрепки и прочие мелкие конторские принадлежности.
Разновидностью этого варианта является деятельность наемного менеджмента крупных компаний с разветвленной бюрократической иерархией. Допустим, совет директоров недоволен численностью абонентской базы или глубиной проникновения, и ставит задачу срочно исправить ситуацию. Самый простой способ это сделать прикупить пару-тройку компаний. Почем прикупить, не столь важно, деньги-то чужие, принадлежат акционерам, а бонусы наемного менеджмента зависят не от того, какую прибыль эти вложения принесут через три года, а от того, удастся ли дотянуть требуемый показатель до должного уровня. Года через три, когда вопрос о финансовой отдаче этих вложений встанет всерьез, или ишак сдохнет, или шах помрет. Эти люди уже запросто будут работать совсем в другом месте, и спрос с них невелик.
Вторая группа вариантов включает в себя разнообразные коррупционные схемы.
Например, покупатель в действительности платит сильно завышенную цену; до продавца доходит только рыночная цена, а разница вполне запланированным образом «испаряется» по дороге.
Или наемный менеджмент целенаправленно заключает заведомо невыгодные сделки, вводя компанию в состояние банкротства, а после новый владелец приобретает за копейки привлекательный актив по остаточной балансовой стоимости, после чего проблема долгов очень быстро рассасывается сама собой, поскольку недовольные кредиторы оказываются компаниями, аффилированными с новым владельцем.
Третий вариант находится не то, чтобы за гранью экономики, а всего лишь на грани. В сущности, речь идет о все тех же естественных бонусах, которые, по ряду причин, в данном случае оказываются выше обычного.
В частности, можно предположить, что пробегавшие по рынку в начале года предложения «Мостелекома» относятся именно к этой категории.
С одной стороны, если рассматривать их инвестиционную привлекательность с точки зрения рентабельности услуги доступа в Интернет, то никакой рентабельностью там и не пахнет. С другой же стороны, основной деятельностью «Мостелекома» является распространение по Москве телевизионного сигнала. Те самые «коллективные антенны», с которых получает сигнал абсолютное большинство москвичей, обслуживаются именно этой компанией. Причем обслуживаются по аналоговой технологии, через коаксиальный кабель. Если учесть, что правительство России запланировало довольно скорый полный перевод телевидения на «цифру», а «Мостелекому» так или иначе придется выполнять эту задачу за, в том числе, и бюджетные средства, все становится более или менее ясно. Компании, не имеющей ни цифровой инфраструктуры, ни опыта работы с широкополоской, вполне себе может быть интересно приобрести оператора, который все это умеет делать. Совершенно не ради доступа в Интернет, хотя если Интернет что-то там принесет, возражать тоже никто не станет. Команда людей, построившая оптоволоконную цифровую сеть, для подобного оператора может оказаться ценным приобретением, как и сама сеть, которую можно использовать в качестве полигона. Затраты перехода на цифру все равно будут как-то компенсированы из бюджета, а вот ноу-хау и люди, способные это ноу-хау реализовать, представляют собой куда большую ценность, чем стоимость какого-то там абонента доступа.
(В скобках отмечу, что все вышесказанное всего лишь мои предположения; более того, на данный момент лично мне не известно ни об одной завершенной сделке по покупке «Мостелекомом» какого-либо цифрового оператора.)
Наконец, существует и еще один вариант, медийный.
Как правило, суммы сделок, озвучиваемые в прессе, берутся из собственной информации компании, отраженной в пресс-релизе или «сливе». При этом никто не может дать гарантии, что эта информация соответствует действительности. По крайней мере, пока компания, от которой исходит информация, не прошла IPO, и не обязана периодически публиковать аудированную отчетность.
И если компания по той или иной причине заинтересована в том, чтобы повлиять на рынок медийными средствами, у нее есть возможность это сделать. Хотим купить подешевле? объявим в прессе, что сделка осуществлена за сущие копейки, и пусть все потенциальные продавцы крепко задумаются и приготовятся сбрасывать цены.
Или, напротив, желаем помешать конкуренту приобрести активы, которые сами купить и переварить по тем или иным причинам не в состоянии? Тоже нет проблем, публично объявим, что купили данный актив по цене, превышающей экономически обусловленную. Потенциальные продавцы придержат свой товар в надежде получить столько же, сколько мы объявили, а покупатель-конкурент окажется не в силах приобрести привлекательный актив, поскольку владелец этого актива будет ждать нереалистично дорогого предложения.
«
— Доктор, мне семьдесят лет, я в хорошей физической форме, но могу всего лишь один раз за ночь
— Знаете, в Вашем возрасте это не просто нормально, а очень даже хорошо.
— Но друзья, мои ровесники, говорят, что могут по три раза за ночь
— Ну, так и Вы говорите то же самое, не вижу противопоказаний!
»
Если обратиться к строгим фактам, то с начала года на рынке состоялось всего лишь три (в скобках, прописью: три) сделки, заявленная цена которых превысила экономически оправданную.
Это покупка «Реновой-Медиа» компаний «TC EXE» и «МИГ-Телеком», а также приобретение г-ном Запорожцем (Бывшим владельцем «TC EXE») компании «Су-29-Телеком» (с последующей вероятной перепродажей все той же «Ренове»).
Во всех трех случаях первопубликация сведений о стоимости сделки произошла в одной и той же газете «Коммерсант», все остальные источники всего лишь перепечатали эту информацию.
И во всех трех случаях участвуют одни и те же фигуранты и один и тот же канал распространения информации.
Нет-нет, разумеется, это всего лишь случайное совпадение.
Означает ли все это, будто $400 за абонента это абсолютный предел стоимости операторской компании? Нет. Эта стоимость при определенных условиях может составлять и $1000, и больше, и на специализированных форумах можно встретить немало пространных рассуждений о том, что чем крупнее провайдер, тем дороже окажется рыночная цена абонента. Это утверждение (в общем случае неверное, хоть и не лишенное отношения к действительности) обычно подается как аксиома, очевидная для гуру, новичкам же предлагается принять ее на веру. Мы ничего на веру принимать не будем, а попробуем разобраться с цифрами в руках, безо всякого шаманства. Причем говорить будем о цене, адекватной именно с точки зрения инвестиционных ожиданий потенциального приобретателя.
(продолжение следует)
Начало Час быка. Часть 1. Сколько стоит абонент?.
Продолжение: