Начало:
Продолжение Час быка. Часть 4. Размер имеет значение.
Итак, покупатель приобретает абонента вместе с необходимой для его обслуживания инфраструктурой для того, чтобы прибыль, получаемая с этого абонента, впоследствии играла бы роль пожизненной ренты и обеспечила бы ему спокойную сытую старость. Чем выше эта прибыль, тем больше стоит абонент с самой что ни на есть рыночной точки зрения.
Экономика должна быть экономной
Прибыльность абонента определяется двумя параметрами ARPU и себестоимостью обслуживания. Чем больше ARPU, и чем меньше себестоимость обслуживания, тем выше эта прибыль. Разберемся для начала с себестоимостью.
Способов снижения себестоимости существует ровно три, всего три, и ни одним больше.
Первый способ вульгарная экономия. Увы, сколько-нибудь значимых результатов добиться он не позволяет. Да, разработку логотипа компании можно заказать не именитому дизайнеру, а талантливому студенту, который запросит впятеро меньше, а сделает не хуже, но логотип компании доводится разрабатывать один раз в несколько лет. Да, офисная обстановка совершенно не обязательно должна быть отделана красным деревом и натуральной кожей, но однажды приобретенная мебель служит обычно долгие годы. Да, черно-белые визитные карточки обойдутся дешевле полноцветных, и притом благополучно выполнят свое назначение (по крайней мере, будем так полагать, поскольку подсчитать в деньгах урон, наносимый при этом имиджу фирмы, будет довольно затруднительно). Но вот даже рекламные листовки, на которых сэкономили по тому же принципу, это уже провал; они отправятся в мусоропровод куда скорее, и привлекут намного меньше клиентов, чем полноцветные буклеты, напечатанные на хорошей бумаге.
Можно попытаться экономить на размере зарплат и на численности персонала, но малочисленный коллектив не будет своевременно справляться с решением задач, а наиболее квалифицированные сотрудники уволятся и уйдут в более привлекательные компании. И если при работе в штатном режиме подобная «экономия» какое-то время еще может обойтись без серьезных последствий, то первая же авария превратится в кошмар, расхлебывать который окажется просто некому.
Можно экономить на оборудовании, но более простое «железо» окажется непригодным для решения целого ряда задач, а «умное», но подержанное с неизбежностью будет чаще выходить из строя.
Можно экономить на офисных помещениях, но даже если посадить сотрудников друг другу на головы, уж по паре квадратов на человека выделить все равно придется, а вот что они там наработают в таких условиях, большой вопрос. Или, как вариант, разместить офис в сарае, расположенном у черта на рогах, где арендная плата минимальна, но клиент, впервые потративший полтора часа на то, чтобы добраться до такого офиса, предпочтет, скорее, сменить провайдера, только чтобы не повторять лишний раз подобного вояжа.
Можно поэкономить на входных телефонных линиях, чтобы минут через сорок попыток дозвониться в техподдержку абоненты начинали рвать на себе волосы и громко материться, а звонок того редкого чудака, что хотел бы воспользоваться услугами компании, так и не дошел бы до менеджера, занимающегося подключениями. Причем разделять телефонные номера в этом случае бесполезно, отчаявшиеся пообщаться с техподдержкой юзеры начнут названивать по всем телефонам компании, и попросту примутся грузить менеджеров своими проблемами, парализовав их связь с внешним миром.
Можно сэкономить на внешних каналах, но когда в часы наибольшей нагрузки у пользователей всякий раз будет падать скорость, довольно скоро они попытаются воспользоваться услугами другого провайдера.
В общем, сколько-нибудь серьезной экономии без ущерба для дела добиться не удастся. А любые попытки сэкономить много неизбежно приведут к падению качества услуг, оттоку абонентской базы и снижению притока новых клиентов.
Второй путь снижения издержек это использование эффекта масштаба. Некоторые затраты, такие, как оплата лицензий, от числа абонентов не зависят вообще. Другие зависят, но растут куда медленнее, чем абонентская база.
Офисная площадь, потребная под кабинет генерального директора, и, соответственно, арендная плата за нее совершенно одинакова, сколько бы пользователей провайдер ни обслуживал. Потребное количество операторов техподдержки и приданных им телефонных линий растет куда медленнее, чем абонентская база (ага, ага, классическая задача Эрланга). Скидки на любые товары и услуги, будь то коммутаторы, кабель, ящики, типографские услуги и т. п. тем больше, чем больше объем заказов. STM-16 в качестве апстрима обходится намного, намного дешевле, чем четырехкратная стоимость канала STM-4. Дизайнер или вебмастер одного и того же уровня квалификации будет получать одну и ту же зарплату независимо от количества юзеров, да и стоимость аренды занимаемых ими офисных площадей также останется одной и той же. Для своевременной ликвидации аварий компания должна держать на складе в горячем резерве, как минимум, по одному экземпляру каждого вида используемого оборудования. Чем больше численность абонентов, на которых «размазывается» стоимость этого резерва, тем ниже себестоимость. И так далее. Реализовать все эти преимущества небольшая компания не может по определению.
Третий путь снижения себестоимости применение технологий и бизнес-процессов, позволяющих делать лучше, быстрее и качественнее за меньшие деньги. Экспертная система, установленная в call-центре, позволяет в разы снизить время, затрачиваемое оператором техподдержки на решение проблемы, и притом снижает требования к квалификации этого оператора (а значит, и расходы на его зарплату). Грамотная система мониторинга сети дает возможность выслать к месту аварии ремонтную бригаду еще до того момента, как раздастся первый телефонный звонок от пострадавшего клиента. И так далее.
Проблема, однако, в том, что среди операторов, являющихся потенциальными объектами купли-продажи, практически нет компаний, в которых подобного рода технологии всерьез применялись бы. Оно и понятно, крупная компания с доброй сотней тысяч абонентов и несколькими сотнями работающих вполне может позволить себе содержать отдел разработчиков, постоянно занимающихся созданием, совершенствованием и внедрением такого рода вещей, расходы на оплату их труда окажутся мелочью на общем фоне. Компания же небольшая как максимум, располагает программистом, бессменно тачающим на коленке билинг и решающим параллельно массу других проблем. Причем если этот программист заболеет, уйдет в отпуск, уволится или попадет под машину, разобраться в его причудливом и слабо документированном коде будет немногим проще, чем переделать все с нуля. Впрочем, и без этого ожидать прорывных разработок, как правило, не приходится, ибо в отсутствие системных аналитиков, постановщиков задач и системных архитекторов на выходе получается не совсем то, чего хотелось бы от разрабатываемой системы менеджменту. Крупная компания может спроектировать и заказать какой-нибудь оригинальный антивандальный ящик с уникальными характеристиками, небольшой оператор будет принужден выбирать из числа серийных моделей. Крупная компания может провести тендер на разработку оборудования специально под свои задачи, или хоть договориться с производителем о том, что должна уметь новая прошивка. Небольшой оператор, увы, принужден выбирать из того, что дают.
Да, можно воспользоваться решениями, предлагаемыми сторонними производителями, будь то АСР, CRM, CMS или хоть черт с рогами. Но чтобы доработать напильником коробочные решения стороннего производителя до состояния, когда и впрямь всерьез снижаются издержки, мало того, что требуется пошуршать этим самым напильником едва ли не столько же, как если бы система разрабатывалась с нуля. Обзаводиться всем этим хозяйством имеет смысл только в том случае, если компания в состоянии обеспечить постоянное и непрерывное его сопровождение. Пускай система мониторинга умеет идеальным образом диагностировать неисправности и аварии, да еще и кофе в постель подает, но если конфигурация сети и информация о работающих в ней железках апдейтится раз в пару месяцев единственным затраханным админом, толку от нее все равно не будет никакого.
Возможность самостоятельно осуществлять R&D, сопровождать уже готовые продукты, грамотно формулировать технические задания и добиваться корректной их реализации так, чтобы получилось нечто сногсшибательно-эффективное, доступна только достаточно крупным компаниям. В сущности, это тоже одно из проявлений эффекта масштаба, но настолько специфическое, что его стоило вынести в отдельный пункт.
Серьезного снижения издержек, увы, может добиться только крупная компания, «размер имеет значение». При этом, разумеется, он является условием необходимым, но отнюдь не достаточным. И на рынке существует масса тупых и неповоротливых гигантов, где инерционность и бюрократизация, некомпетентность среднего звена и общая неэффективность бизнес-процессов приводят к тому, что никаких особенных преимуществ размер не дает. Чтобы эти преимущества реализовать, большая компания должна быть динамичной, хорошо управляемой, иметь разумное целеполагание, взвешенную кадровую политику и креативный, высококвалифицированный персонал. И таких на рынке, мягко скажем, не очень много.
Проблема в том, что у крупного оператора еще есть шанс все это сделать, если хорошо подумать головой и сильно постараться. А небольшая компания, пусть даже и отвечающая всем перечисленным требованиям, существенного снижения издержек все равно добиться не сумеет
Почем опиум для народа
Если нет возможности снизить себестоимость обслуживания абонента, можно попытаться поднять его прибыльность, добившись повышения среднемесячного дохода, того самого ARPU. Собственно, сегодня у разных операторов, работающих на рынке широкополосного доступа, ARPU различается довольно существенным образом. При среднем значении около $20/мес. оно варьируется у большинства в диапазоне от $18/мес. до $23/мес., а у некоторых провайдеров отстоит от среднего значения и еще дальше.
Понятно, что любая компания пытается получить со своих клиентов как можно больше денег. Однако некоторым это удается, другим удается хуже, а у третьих и вовсе не получается. От чего это зависит?
В какой-то степени от тарифной линейки. Но только в какой-то степени. Цена как основной инструмент конкурентной борьбы исчерпала себя еще около года назад, сегодня практически все игроки за деньги, которые абонент ежемесячно готов потратить на доступ в Интернет, предоставляют ему объем услуг, который его вполне устраивает. И тарифное противостояние в его остаточных формах сводится сегодня не к тому, почем обходится абоненту мегабайт трафика, кто ж их считает-то нынче, а, например, сколько стоит самый дешевый тариф у того или иного провайдера. Крупный игрок с большой абонентской базой и обширной зоной охвата еще может попробовать поставить цену чуть выше, чем у локальных конкурентов, есть шанс, что потенциальный потребитель предпочтет пожертвовать лишним долларом-другим в месяц, но выберет компанию, о которой слышал, и услугами которой пользуются многие из его знакомых. Если установить чуть более высокий тариф попробует небольшой игрок, результат получится куда как менее впечатляющим.
(Да, разумеется, и здесь размер имеет значение, но сам по себе недостаточен. И небольшая сеть с хорошим качеством предоставляемых услуг вполне способна успешно держать более высокие цены, чем гигант, у которого то и дело рвется связь, а звонок в техподдержку превращается в утомительное приключение. Впрочем, обратное тоже верно, «пионернет» не потянет супротив профессионального оператора. А вот если качество предоставляемых услуг одинаково у того и у другого, большинство клиентов «с улицы» выберет провайдера, которого знает, пусть даже при этом и придется потратить чуть больше.)
Второй путь повышения ARPU предоставление дополнительных услуг. Которыми, разумеется, воспользуются не все абоненты, но некоторые будут готовы заплатить за них довольно много. Бог с ними, с реальными IP-адресами и дополнительными почтовыми ящиками, этим сегодня мало кого удивишь. Но вот, например, юзеру потребовался хостинг. Не просто место на диске сервера, этого добра везде навалом, а профессиональный хостинг с шеллом, поддержкой MySQL, PHP и т. п. Если любимый провайдер предложит ему такую услугу по конкурентоспособной цене, он ею воспользуется. Если нет, понесет свои деньги в «Русоникс», «Мастерхост» или к какому-нибудь еще специализированному хостинг-провайдеру.
Причем профессиональный хостинг как бизнес-направление это такая совершенно отдельная головная боль. Небольшой оператор широкополосного доступа попросту не сумеет этого предложить, профиль у него другой, нет специалистов соответствующей квалификации, и слишком уж невелик платежеспособный спрос, чтобы эту затею окупить, имея пару-тройку десятков сотрудников и пять-десять тысяч абонентов доступа.
Наконец, третий путь повышения ARPU диверсификация. В принципе, помимо доступа в Интернет и сопутствующих ему сервисов, некоторые граждане нуждаются еще и в других услугах. Кто-то в местной телефонии, кто-то в цифровом ТВ, кто-то в межгороде, а, вообще говоря, в природе существует еще множество других гитик самой разной степени востребованности, VoD, услуги интеллектуальных платформ, «виртуальные видеомагнитофоны» и много что еще. И некоторые даже готовы за это платить. Если крупные игроки вполне благополучно все это могут обеспечить, то у небольших компаний либо нет такой возможности, либо получается дороговато.
А теперь вернемся немного назад и вспомним, что при оценке стоимости одного абонента типичной территориальной сети мы исходили из средних по больнице показателей ARPU, равного $20/мес., а себестоимости $10/мес. EBITDA, нормированное на одного абонента, получалось у нас равным $120 в год, и дороже $400 за юзера такая компания стоить никак не могла.
Теперь представим, что себестоимость снизилась до $5/мес., а ARPU выросло до $25/мес. «Грязная» прибыль с одного абонента тут же вырастает вдвое, до $240 в год, а с ней и цена. Вот только обеспечить подобных показателей без ущерба для качества связи и уровня обслуживания небольшие компании не способны. Это не значит, будто «крупняк» задавит всех просто в силу своего размера, будь подобное возможным, оно уже давно бы произошло. Но шансов сыграть на этом поле у небольших компаний практически нет.
(окончание следует)
Начало:
Продолжение Час быка. Часть 4. Размер имеет значение.