Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Закат Интернета. Часть 1. Биллинг — наше новое всё


Илья Заболотнов
ilzab@mail.ru


Опубликовано: 2007-10-09


Другие статьи этого автора:
Илья Заболотнов
Не вставая с кресла

Илья Заболотнов
Закат Интернета. Часть 2. Феодальная раздробленность и крепостное право

Илья Заболотнов
Как это работает: xDSL

Илья Заболотнов
Главный маркетинговый инструмент


Сегодня на рынке доступа в Интернет сложилась несколько странная ситуация: одна из самых технологичных и быстро развивающихся отраслей близка к стагнации. Все, кто мог бы пользоваться Интернетом — сиречь люди компьютерно грамотные — уже им пользуются, и приток в сеть новичков уже далеко не экспоненциален. Технология доступа здесь уже не слишком важна, — да, конечно, те, кто еще сидит на диалапе, уходят с него на ШПД, а advanced юзеры, прельщенные DC++ и аналогами, меняют ADSL на ETTH. Cвоя доля рынка есть и у GPRS, и 1X/EVDO; внедряется пресловутый недо-WiMAX, но ни один человек в здравом уме не предпочтет априори более дорогую беспроводную сеть широкополосному линку, пусть даже и по устаревшей телефонной линии. В столице есть не один дом, где присутствуют четыре или более операторов ШПД. Рынок провайдинга, лавинообразно развивавшийся десятилетие, насытился и находится на грани стагнации. Прекрасная иллюстрация к этому — тариф «Стрима» с 29 руб. в месяц*. Ценовая война с уходом в демпинг — одна из крайних мер, применение которой, обычно, ничего хорошего не сулит.

Цены снижаются, ARPU (доход с абонента) падает. И теперь уже падает, очевидно, быстрее, чем растет число клиентов. Провайдеры навязывают друг другу изнуряющую позиционную войну. Из этого тупика надо искать выход.

Наиболее логичным средством повышения ARPU для работающих на широкой полосе операторов выглядит решение о заработке на продаже контента. Пользователям можно продавать музыку, фильмы, хостинг, даже, в конце концов, материальные товары с курьерской доставкой, — вплоть до продуктов из ближайшего супермаркета. В российском Интернете пока что очень неразвита отрасль торговли информацией (будь то фильмы или музыкальные записи), — электронный кошелек есть едва ли у каждого десятого пользователя. Именно техническая сложность и неудобство оплаты являются фактором, ограничивающим развитие подобного бизнеса. Тем более, покупать контент пока что нет необходимости и в помине, — зачем оплачивать то, что пока еще можно взять бесплатно?

Вряд ли кто-то еще всерьёз полагает, что Интернет останется зоной свободы с возможностью бесплатно скачать практически любой фильм с помощью сетей BitTorrent или EDonkey, хотя бы потому что такое положение вещей выгодно, пожалуй, только магистральным операторам. Зато невыгодно множеству звукозаписывающих лэйблов, киностудий, кинотеатров и прочих субъектов экономической деятельности, так или иначе связанных с подобным контентом. Мало того — теперь, с повсеместным анлимом, подобное положение вещей невыгодно даже операторам последней мили. Прикрыть лавочку, заблокировав доступ пользователей к глобальным peer-to-peer-сетям, станет решением и эгоистично-целесообразным, и, возможно, законодательно необходимым в будущем, — уж слишком большое лобби будет у подобной инициативы.

С локальными файлообменниками ситуация не лучше, — наличие контрафактного контента, гуляющего по внутренней сети оператора, есть источник потенциальных проблем с законом. Да, — никого пока за это гоняют, и наличие больших внутренних ресурсов пока что негласно используется как средство конкурентной борьбы, — благо, широкополосная инфраструктура как раз предназначена для функционирования подобных систем. Гоняются терабайты трафика внутри одной сетки, — и никому, на первый взгляд, от этого плохо не становится. Но война против незаконного распространения медиаконтента рано или поздно случится, — и не факт, что сами же провайдеры не спровоцируют гонения сами на себя для оправдания монетизации внутресетевого контента. Дескать, — «не виноватые мы, нас заставили, поймите и простите». Заодно — такая провокация ударит по конкурентам, не успевшим своевременно перестроиться на новую бизнес-модель.

Война против дармового медиаконтента начнется неминуемо — уж слишком многим она выгодна. В самом деле, зачем бесплатно раздавать то, что можно продать?…

В самом деле, провайдеру торговать контентом гораздо удобнее, чем кому бы то ни было еще, — у пользователя, нажимающего на локальном портале на кнопочку «Скачать», отсутствует психологический барьер, связанный с вводом банковских реквизитов. Он просто нажимает на кнопку и получает директ-линк на фильм или музыкальный альбом, не парясь о том, что он может попасться на удочку фишеров. Роялтис при этом, разумеется, отчисляются всем необходимым правообладателям. Про деньги абоненту лишний раз не напоминают — зачем же омрачать человеку настроение разговорами о презренном металле? — они просто списываются с единого счета. Непосредственно клиент платит только провайдеру, оплачивая сразу все его услуги, — и доступ, и контент, и, к примеру, товар в веб-магазине компании. Деньги незаметным ручейком перетекают с абонентских счетов в карман провайдера, а тарифы с анлимом за девяносто девять центов в месяц привлекут пользователей и больно ударят по конкурентам. Скажите, многие ли из вас скрупулезно подсчитывают свои затраты на сотовую связь со всеми сопутствующими услугами?

Начнется увлекательная игра, имеющая цель отнять у клиента как можно больше денег таким образом, чтобы это было и честно, и законно, а клиент при этом не терял, а только приобретал лояльность к высасывающей из него деньги компании. Провайдерам потребуются хорошие менеджеры по продажам, — эта профессия в контексте телекома будет подразумевать не торчание в торговом зале магазина, а работу в CMS корпоративного сайта. Да, — не сайта, конечно, а портала.

А больше всех денег заработает тот, кто сможет играть на грани фола. Например, сразу же после подключения у клиента автоматически стоит активированная дополнительная услуга «Цифровое радио», — разумеется, платная. И лента из подкастов с провайдерского сервера — тоже платных, пусть и стоящих копейки. Никто не помешает эти услуги тот час же отключить, но ленивый и апатичный пользователь, привыкший с эрой телевидения к тому, что развлечения сами приходят к нему в дом, примет это как данность. Совершенно законные способы отъема средств у населения очень и очень многообразны.

Массовая продажа мультимедиа-информации через широкополосную сеть несет в себе еще одну возможность для получения провайдером прибыли: это доход от рекламы, которую можно включать в контент. Ничто не мешает автоматически включать рекламные ролики в транслируемые по video-on-demand фильмы или вставлять блоки рекламы в эфир онлайн-радио. Причем, по сравнению с традиционной рекламой в СМИ, для рекламодателя «реклама у провайдера» несет в себе массу преимуществ. Например, она обладает абсолютной адресностью и показывается конкретному человеку, — провайдер не только знает, где этот человек физически проживает, но и осведомлен о его эстетических вкусах на основе анализа того контента, который он потребляет. Таким образом, пользователю можно транслировать рекламу хоть маленького продуктового магазина в районе, где живет абонент, — и это будет экономически выгодно как для провайдера, так и для владельца магазина, что вообще выглядит немыслимым для рекламы в медиа. Но реклама останется, конечно, лишь дополнительным источником прибыли.

Задачей максимум станет удовлетворение всех потребностей пользователей локальным порталом и сведение к минимуму клиентского трафика из внешних сетей. В самом деле, зачем вдобавок ещё и платить магистральному оператору?

Если подходить к подобной бизнес-модели с технической стороны, — то компании-провайдеру понадобится биллинговая система-портал, заточенная под отъём денег у пользователей. Такая система будет состоять из большого числа интегрированных друг в друга модулей, потребует огромного количества человеко-часов для разработки и будет сложна во внедрении и обслуживании. В самом деле, она должна включать в себя биллинг за услуги связи и сервис VoIP, музыкальный магазин, онлайн-кинозал, онлайн-радио, новостной сервер, блоговую платформу, интерфейс для управления площадкой хостинга и кучу еще всего разного, привязанного к единому абонентскому счету. Пока подобных систем не существует в принципе, — популярные биллинговые системы BG-Billing или NetUP UTM не предполагают функциональности для поставленной на широкую ногу торговли контентом.

Логично предположить, что спрос на подобный продукт породит предложение: провайдеры встанут перед выбором, писать ли свой биллинг-портал, или покупать готовое коробочное решение. Пока что ниша на рынке подобных систем пустует, и того, кто ее займёт, сделав соответствующее позиционирование и подтверждающий его продукт, ожидает коммерческий успех. Да, — а если продавать подобный пакет вместе с договором на отчисления правообладателям медиаконтента? Это станет убойным маркетинговым преимуществом.

Повсеместное внедрение подобной бизнес-модели очень сильно изменит лицо Интернета. «Принцип нейтральности сетей», скорее всего, полностью перестанет выполняться. К чему всё это приведет с социальной и экономической точек зрения — мы порассуждаем во второй, футурологической части нашей антиутопии, которая будет называться «Феодальная раздробленность и крепостное право».

Продолжение: Закат Интернета. Часть 2. Феодальная раздробленность и крепостное право.

______________________________
* Менее, чем через две недели тариф был отменён (прим. ред.).


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2023.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня