В предыдущей статье я описал положение вещей на калининградском рынке услуг доступа в Интернет, а сейчас хотелось бы рассказать о местных операторах мобильной связи.
Давайте мысленно вернемся примерно на десяток лет назад, когда рынок сотовой связи как услуги еще только зарождался и был ориентирован на ту кучку немногих, которые в массовом сознании ассоциировались с малиновыми пиджаками. В то время любой сотовый телефон воспринимался в первую очередь как статусная, имиджевая вещь, либо инструмент для бизнеса, бытовое использование мобильника «простыми» людьми было немыслимым.
Первым популярным устройством сотовой связи стал пейджер, устройство, исчезнувшее из нашего быта вместе с пишущей машинкой и счетами. Оператором пейджинговой связи в Калининграде стало ЗАО «Калининградский Коммуникационный Центр» («ККЦ»). В свои лучшие дни предприятие имело, по собственному заявлению, около 4 000 абонентов. Свое представительство в самом западном регионе также имела компания «Вессолинк», обслуживая при этом примерно в два раза меньше абонентов, чем «ККЦ». Пейджинговая связь развивалась и умирала в Калининграде пропорционально тому, как это происходило во всей стране.
Сотовая связь в Калининграде появилась в 1995 году, когда начало работу ОАО «Калининградские Мобильные Сети» («КМС»), учредителями новой фирмы стали многократно упоминаемое в предыдущей статье ОАО «Электросвязь» и ОАО «Балтиком Мобиле». Использовался стандарт NMT-450i, и с 1996 года «КМС» присоединились к федеральной сотовой сети «СОТЕЛ». Монополия «КМС» сохранялась почти два года, до тех пор, пока «Связьинформ» не запустил сеть сотовой связи стандарта D-AMPS под маркой, принадлежащей компании «Вымпелком» «БиЛайн». Именно стараниями «Связьинформа» мобильный телефон в сознании калининградца вышел из категории предметов роскоши и стал доступным средством связи. Большим плюсом «Связьинформа» стали прямые городские номера на всех телефонах. Третьим мобильным оператором в Калининградской области стало ЗАО «Экстел». Эта компания первой начала использовать стандарт GSM, и долгое время до появления калининградского филиала «Северо-западаного GSM» сохраняла региональную монополию на все те блага, которые дают пользователю телефоны стандарта GSM. В период монополии техническая аббревиатура «GSM» прочно отождествлялась в сознании калининградцев с брэндом «Экстел».
Эта фирма была основана еще в 1994 году, но сеть сотовой связи начала функционировать только в 1998 году. 49% капитала ЗАО «Экстел» владел норвежский концерн «Теленор», остальными 51% калининградские физические лица. Первоначально тендер на создание сети стандарта GSM-900 в Калининградской области выиграла немецкая корпорация DeTeMobil, которая почему-то лицензию так и не получила; в 1995 году был проведен новый тендер, который выиграло ЗАО «Экстел». К 1999 году компания закрыла вышками практически всю территорию области, оставив позади своих двух конкурентов, увядующих «КМС» и застывший в стагнации «Связьинформ». Золотой век «Экстела» продолжался до 2001 года, до тех пор, пока крупные операторы из «большой России» считали «янтарный край» слишком маленьким и отдаленным для того, чтобы экспансия на местном рынке сотовой связи была целесообразной.
Говоря о временах зарождения мобильной связи в Калининграде, стоит также вспомнить ООО «Транксити» небольшую по меркам телекоммуникационного рынка фирму, предоставлявшую населению в качестве альтернативы услуги связи с помощью транковых радиостанций УКВ-диапазона, работавших в полудуплексном режиме. У «Транксити» существовало всего 3 базовые станции, на выход эти «телефоны» работали хорошо, а вот дозвониться на них было сложно. С пользователей взималась только абонентская плата, но длительность разговора была ограничена 4 минутами.
Когда телефоны стали маленькими
Новый этап развития сотовой связи в Калининграде начался в 2001 году, когда в регионы хлынула волна экономической экспансии столичных телекоммуникационных компаний. Забегая вперед, скажу, что ситуация на современном калининградском рынке сотовой связи практически противоположна картине рынка ISP-провайдеров: львиную долю прибыли делят между собой корпорации федерального уровня, вытеснив, поглотив или принудив к кооперации стоявшие у истоков отрасли местные фирмы.
Весна 2001 года стала, наверное, одним из самых тяжелых в моральном плане периодов для руководства «Экстела»: город полнился слухами о грядущем открытии калининградского филиала ЗАО «Северо-Западный GSM» и обвале цен на сотовую связь в разы. Региональным представителем компании из северной столицы стало специально созданное для этого проекта ООО «Маркеттелеком», акционерами которого стали люди, владеющие калининградским провайдером «БДС+». Первое время петербургская компания предлагала весьма выгодные на первый взгляд тарифы, кроме того, соединение с абонентом из Санкт-Петербурга стоило как внутригородское. Часть клиентов «Экстела» действительно перешла на «NWGSM», но лидер рынка выстоял благодаря гибкой маркетинговой политике и лучшей материальной базе, следовательно, более широкой зоне покрытия и лучшему качеству приема. А тут и вскрылись подводные камни нового оператора: баснословно дорогое подключение и звонок на городской номер по цене межгорода из Петербурга. Надежды на демпинг не оправдались
Потом в Калининграде появился филиал ОАО «МТС», а торговую марку «Билайн» в Калининграде стал представлять не «Связьинформ», а «Экстел». «Вымпелком» перекупил контрольный пакет акций «Экстела». Битва между двумя непримиримыми торговыми марками стала вестись и в янтарном крае. Тем временем, в 2002 году «NWGSM» из-за своего расширения на восток был вынужден сделать ребрендинг и нарекся «Мегафоном». Четвертым GSM-оператором стала запустившая свою сеть в 2004 году калининградская компания «Цифровая экспансия» или «Di-Ex».
Что представляет собой калининградский рынок мобильной связи сегодня?
По-прежнему лидирует ставший частью «Вымпелкома» «Экстел», насчитывающий более 310 000 активных абонентов. К очевидным плюсам связи под маркой «Билайн» относятся самая широкая зона покрытия области, надежность связи и гибкая система тарифных планов, однако цены в среднем немного выше, чем у конкурентов. Компания активно рекламирует свою «корпоративную программу», позволяющую организациям существенно снизить расходы на сотовую связь, эта услуга пользуется достаточной популярностью.
Второе место на рынке занимает местный филиал ОАО «МТС». Если экстраполировать заявляемое в пресс-релизах количество привлеченных абонентов, получается, что «МТС» в Калининграде обслуживает около 200 000 человек (напомню, что население всего региона немногим более 900 000 человек). На третьем месте находится «Мегафон», который обслуживает более 100 000 абонентов. Я думаю, нет смысла подробно останавливаться на рекламной политике этих трех операторов, она практически идентична политике в остальных российских регионах, используются те же слоганы и образы.
«Цифровая экспансия» стоит особняком от трех гигантов мобильного рынка. Эта сеть использует только частоту 1800 МГц и на сегодняшний день единственная поддерживает технологию EDGE, позволяющую передавать данные в 4 раза быстрее, чем с помощью обычного GPRS, и тарифы на передачу данных у «Di-Exа» ниже почти в 3 раза, чем у конкурентов: от 1,8 до 2,5 р. без НДС за мегабайт. Однако, уверенный прием у этого оператора возможен только в центре (!) Калининграда и в городке Зеленоградск на берегу Балтийского моря, телефон от «Di-Ex» выгоднее и разумнее использовать в качестве лежащего дома gprs-модема (если, конечно, вам посчастливилось жить в зоне работы сети).
«Связьинформ» по-прежнему поддерживает сеть устаревшего стандарта D-AMPS, удерживая пользователей отсутствием абонентской платы, дешевыми телефонами и прямым городским номером. Количество абонентов, по оценкам, колеблется вокруг 20 000, приток и отток примерно компенсируют друг друга. Мобильный телефон от «Связьинформа» может стать оптимальным вариантом, например, для пенсионера, совершающего мало звонков или не имеющего дома проводного телефона. Слухи о создании «Связьинформом» GSM-сети пока не оправдались, хотя как любой российский D-AMPS-оператор, компания должна была автоматически получить лицензию на работу в диапазоне 1800 МГц. Однако, чтобы покрыть всю область, фирме придется установить 134 вышки, поэтому, вероятно, создание такой сети и последующий захват рынка для «Связьинформа» не будут целесообразными.
С «Калининградскими Мобильными Сетями» ситуация обстоит намного интереснее. Казалось бы, фирма, обслуживающая предположительно всего 2500 абонентов и имеющая лицензию на давно устаревший стандарт, обречена. В этой ситуации бессильна даже оригинальная кадровая политика: сотрудники компании обязаны посещать тренировки по боевым искусствам и не курить. «КМС» оставалось рассчитывать только на чудо, и это чудо произошло: в сотовую связь стала внедряться технология CDMA, а именно московская компания «SkyLink» стала объединять региональных NMT-450-операторов с целью создания сети стандарта IMT-MC-450 (CDMA2000). Перспективный стандарт CDMA использует шумоподобные или же широкополосные сигналы (ШПС) с кодовым разделением каналов, информация при этом несется не в одном из параметров сигнала (амплитуда, частота или фаза), а во всех трех сразу. Рабочая частота CDMA2000 450 МГц совпадает с частотой стандарта NMT, на которую в калининградской области есть лицензия у «КМС». Кстати, за время написания статьи сайт www.kmn.ru превратился в www.skylink39.ru, на котором уже объявлено об эксплуатации сети CDMA2000. Правда, зона покрытия пока небольшая, но одним из преимуществ частоты 450 МГц является самый большой размер соты, поэтому, надеюсь, проблем с освоением территории области у «SkyLink» не будет. Сегодня сложно сказать о взаимоотношении GSM и CDMA в будущем, что будет покажут время и рынок.