Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Телекоммуникационный рынок Калининградской области: мобильная связь


Илья Заболотнов
ilzab@mail.ru


Опубликовано: 2005-12-08


Другие статьи этого автора:
Илья Заболотнов
Не вставая с кресла

Илья Заболотнов
Закат Интернета. Часть 2. Феодальная раздробленность и крепостное право

Илья Заболотнов
Закат Интернета. Часть 1. Биллинг — наше новое всё

Илья Заболотнов
Как это работает: xDSL

Илья Заболотнов
Главный маркетинговый инструмент


В предыдущей статье я описал положение вещей на калининградском рынке услуг доступа в Интернет, а сейчас хотелось бы рассказать о местных операторах мобильной связи.

Давайте мысленно вернемся примерно на десяток лет назад, когда рынок сотовой связи как услуги еще только зарождался и был ориентирован на ту кучку немногих, которые в массовом сознании ассоциировались с малиновыми пиджаками. В то время любой сотовый телефон воспринимался в первую очередь как статусная, имиджевая вещь, либо инструмент для бизнеса, — бытовое использование мобильника «простыми» людьми было немыслимым.

Первым популярным устройством сотовой связи стал пейджер, — устройство, исчезнувшее из нашего быта вместе с пишущей машинкой и счетами. Оператором пейджинговой связи в Калининграде стало ЗАО «Калининградский Коммуникационный Центр» («ККЦ»). В свои лучшие дни предприятие имело, по собственному заявлению, около 4 000 абонентов. Свое представительство в самом западном регионе также имела компания «Вессолинк», обслуживая при этом примерно в два раза меньше абонентов, чем «ККЦ». Пейджинговая связь развивалась и умирала в Калининграде пропорционально тому, как это происходило во всей стране.

Сотовая связь в Калининграде появилась в 1995 году, когда начало работу ОАО «Калининградские Мобильные Сети» («КМС»), — учредителями новой фирмы стали многократно упоминаемое в предыдущей статье ОАО «Электросвязь» и ОАО «Балтиком Мобиле». Использовался стандарт NMT-450i, и с 1996 года «КМС» присоединились к федеральной сотовой сети «СОТЕЛ». Монополия «КМС» сохранялась почти два года, до тех пор, пока «Связьинформ» не запустил сеть сотовой связи стандарта D-AMPS под маркой, принадлежащей компании «Вымпелком» — «БиЛайн». Именно стараниями «Связьинформа» мобильный телефон в сознании калининградца вышел из категории предметов роскоши и стал доступным средством связи. Большим плюсом «Связьинформа» стали прямые городские номера на всех телефонах. Третьим мобильным оператором в Калининградской области стало ЗАО «Экстел». Эта компания первой начала использовать стандарт GSM, и долгое время — до появления калининградского филиала «Северо-западаного GSM» — сохраняла региональную монополию на все те блага, которые дают пользователю телефоны стандарта GSM. В период монополии техническая аббревиатура «GSM» прочно отождествлялась в сознании калининградцев с брэндом «Экстел».

Эта фирма была основана еще в 1994 году, но сеть сотовой связи начала функционировать только в 1998 году. 49% капитала ЗАО «Экстел» владел норвежский концерн «Теленор», остальными 51% — калининградские физические лица. Первоначально тендер на создание сети стандарта GSM-900 в Калининградской области выиграла немецкая корпорация DeTeMobil, которая почему-то лицензию так и не получила; в 1995 году был проведен новый тендер, который выиграло ЗАО «Экстел». К 1999 году компания закрыла вышками практически всю территорию области, оставив позади своих двух конкурентов, — увядующих «КМС» и застывший в стагнации «Связьинформ». Золотой век «Экстела» продолжался до 2001 года, — до тех пор, пока крупные операторы из «большой России» считали «янтарный край» слишком маленьким и отдаленным для того, чтобы экспансия на местном рынке сотовой связи была целесообразной.

Говоря о временах зарождения мобильной связи в Калининграде, стоит также вспомнить ООО «Транксити» — небольшую по меркам телекоммуникационного рынка фирму, предоставлявшую населению в качестве альтернативы услуги связи с помощью транковых радиостанций УКВ-диапазона, работавших в полудуплексном режиме. У «Транксити» существовало всего 3 базовые станции, — на выход эти «телефоны» работали хорошо, а вот дозвониться на них было сложно. С пользователей взималась только абонентская плата, но длительность разговора была ограничена 4 минутами.

Когда телефоны стали маленькими

Новый этап развития сотовой связи в Калининграде начался в 2001 году, когда в регионы хлынула волна экономической экспансии столичных телекоммуникационных компаний. Забегая вперед, скажу, что ситуация на современном калининградском рынке сотовой связи практически противоположна картине рынка ISP-провайдеров: львиную долю прибыли делят между собой корпорации федерального уровня, вытеснив, поглотив или принудив к кооперации стоявшие у истоков отрасли местные фирмы.

Весна 2001 года стала, наверное, одним из самых тяжелых в моральном плане периодов для руководства «Экстела»: город полнился слухами о грядущем открытии калининградского филиала ЗАО «Северо-Западный GSM» и обвале цен на сотовую связь в разы. Региональным представителем компании из северной столицы стало специально созданное для этого проекта ООО «Маркеттелеком», акционерами которого стали люди, владеющие калининградским провайдером «БДС+». Первое время петербургская компания предлагала весьма выгодные на первый взгляд тарифы, — кроме того, соединение с абонентом из Санкт-Петербурга стоило как внутригородское. Часть клиентов «Экстела» действительно перешла на «NWGSM», но лидер рынка выстоял благодаря гибкой маркетинговой политике и лучшей материальной базе, — следовательно, более широкой зоне покрытия и лучшему качеству приема. А тут и вскрылись подводные камни нового оператора: баснословно дорогое подключение и звонок на городской номер по цене межгорода из Петербурга. Надежды на демпинг не оправдались…

Потом в Калининграде появился филиал ОАО «МТС», а торговую марку «Билайн» в Калининграде стал представлять не «Связьинформ», а «Экстел». «Вымпелком» перекупил контрольный пакет акций «Экстела». Битва между двумя непримиримыми торговыми марками стала вестись и в янтарном крае. Тем временем, в 2002 году «NWGSM» из-за своего расширения на восток был вынужден сделать ребрендинг и нарекся «Мегафоном». Четвертым GSM-оператором стала запустившая свою сеть в 2004 году калининградская компания «Цифровая экспансия» или «Di-Ex».

Что представляет собой калининградский рынок мобильной связи сегодня?

По-прежнему лидирует ставший частью «Вымпелкома» «Экстел», насчитывающий более 310 000 активных абонентов. К очевидным плюсам связи под маркой «Билайн» относятся самая широкая зона покрытия области, надежность связи и гибкая система тарифных планов, однако цены в среднем немного выше, чем у конкурентов. Компания активно рекламирует свою «корпоративную программу», позволяющую организациям существенно снизить расходы на сотовую связь, — эта услуга пользуется достаточной популярностью.

Второе место на рынке занимает местный филиал ОАО «МТС». Если экстраполировать заявляемое в пресс-релизах количество привлеченных абонентов, получается, что «МТС» в Калининграде обслуживает около 200 000 человек (напомню, что население всего региона — немногим более 900 000 человек). На третьем месте находится «Мегафон», который обслуживает более 100 000 абонентов. Я думаю, нет смысла подробно останавливаться на рекламной политике этих трех операторов, она практически идентична политике в остальных российских регионах, — используются те же слоганы и образы.

«Цифровая экспансия» стоит особняком от трех гигантов мобильного рынка. Эта сеть использует только частоту 1800 МГц и на сегодняшний день единственная поддерживает технологию EDGE, позволяющую передавать данные в 4 раза быстрее, чем с помощью обычного GPRS, и тарифы на передачу данных у «Di-Ex’а» ниже почти в 3 раза, чем у конкурентов: от 1,8 до 2,5 р. без НДС за мегабайт. Однако, уверенный прием у этого оператора возможен только в центре (!) Калининграда и в городке Зеленоградск на берегу Балтийского моря, — телефон от «Di-Ex» выгоднее и разумнее использовать в качестве лежащего дома gprs-модема (если, конечно, вам посчастливилось жить в зоне работы сети).

«Связьинформ» по-прежнему поддерживает сеть устаревшего стандарта D-AMPS, удерживая пользователей отсутствием абонентской платы, дешевыми телефонами и прямым городским номером. Количество абонентов, по оценкам, колеблется вокруг 20 000, — приток и отток примерно компенсируют друг друга. Мобильный телефон от «Связьинформа» может стать оптимальным вариантом, например, для пенсионера, совершающего мало звонков или не имеющего дома проводного телефона. Слухи о создании «Связьинформом» GSM-сети пока не оправдались, хотя как любой российский D-AMPS-оператор, компания должна была автоматически получить лицензию на работу в диапазоне 1800 МГц. Однако, чтобы покрыть всю область, фирме придется установить 134 вышки, поэтому, вероятно, создание такой сети и последующий захват рынка для «Связьинформа» не будут целесообразными.

С «Калининградскими Мобильными Сетями» ситуация обстоит намного интереснее. Казалось бы, фирма, обслуживающая предположительно всего 2500 абонентов и имеющая лицензию на давно устаревший стандарт, обречена. В этой ситуации бессильна даже оригинальная кадровая политика: сотрудники компании обязаны посещать тренировки по боевым искусствам и не курить. «КМС» оставалось рассчитывать только на чудо, и это чудо произошло: в сотовую связь стала внедряться технология CDMA, а именно московская компания «SkyLink» стала объединять региональных NMT-450-операторов с целью создания сети стандарта IMT-MC-450 (CDMA2000). Перспективный стандарт CDMA использует шумоподобные или же широкополосные сигналы (ШПС) с кодовым разделением каналов, информация при этом несется не в одном из параметров сигнала (амплитуда, частота или фаза), а во всех трех сразу. Рабочая частота CDMA2000 — 450 МГц — совпадает с частотой стандарта NMT, на которую в калининградской области есть лицензия у «КМС». Кстати, за время написания статьи сайт www.kmn.ru превратился в www.skylink39.ru, на котором уже объявлено об эксплуатации сети CDMA2000. Правда, зона покрытия пока небольшая, но одним из преимуществ частоты 450 МГц является самый большой размер соты, поэтому, надеюсь, проблем с освоением территории области у «SkyLink» не будет. Сегодня сложно сказать о взаимоотношении GSM и CDMA в будущем, что будет — покажут время и рынок.


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2025.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня