В общем, в описанной ситуации у нового оператора, приходящего в уже хорошо освоенный конкурентами район, есть только два способа набрать себе абонентскую базу, чьи платежи смогли бы окупить затраты.
Либо предложить за те же деньги существенно более высокие качество и надежность (ибо ценовой фактор уже практически потерял свою роль). Однако качество и надежность предоставляемых услуг у всех операторов, не являющихся аутсайдерами, сегодня более или менее одинаковы. Этому есть вполне естественное объяснение, ведь все Ethernet-провайдеры используют одну и ту же технологию и более или менее одинаковое оборудование, собирая при этом более или менее одинаковое ARPU. Да, кто-то строится по всему городу, закупает «железки» тысячами, и за счет этого имеет заметные оптовые скидки, зато у местной лавочки есть больше возможностей для мгновенной реакции и индивидуального подхода к клиенту. Да, кто-то успешно использовал эффект масштаба, кто-то самоизобретенное ноу-хау, а кто-то таланты и связи менеджеров, но на круг разница выходит не очень существенной. Просто потому, что все эти различия не слишком существенны на фоне одинаковых цен. Если у кого-то из операторов случается масштабная авария, оставляющая пользователей без доступа на пару недель, да, для многих это будет достаточно весомой причиной смены провайдера. А вот если у одного из операторов суммарный простой составляет двое суток в году, а у другого только сутки, это сподвигнет поменять оператора очень и очень немногих абонентов. А уж платить вдвое против нынешнего за то, чтобы этот самый суммарный простой снизить до часа в год и вовсе практически никто не станет.
Эта ситуация, разумеется, со временем неизбежно изменится, критично важные требования пользователей имеют тенденцию со временем расти. В 1995 г. клитенты, платившие по $5 за каждый час низкоскоростного диалапа, могли дозваниваться на модемный пул провайдера по часу и не особо роптать, а уже к 1998 г. десятиминутная занятость линии была достаточным основанием для смены провайдера и публичного выражения возмущения. Ситуация изменится, конечно же, со временем, но сегодня она такова, какова есть.
Второй реальный способ набрать в текущих условиях абонентскую базу её купить. Благо, к сегодняшнему дню рынок торговли «живым товаром» уже вполне в Москве сформировался, есть публичные предложения о покупке и о продаже, есть оформившиеся цены, есть даже профессиональные посредники и прочие необходимые атрибуты.
Рынок этот довольно-таки специфичен и чем-то напоминает рынок алмазный. В первую очередь тем, что и баланс спроса и предложения, и уровень цен на нем очень сильно зависят от того, что именно продается. Необработанные алмазы продаются практически на вес и стоят сравнительно недорого. После огранки в бриллианты их стоимость резко растет. Готовое же ювелирное изделие с таким камушком обойдется на порядки дороже по сравнению с тем, почем был продан свежедобытый из рудника кусочек кристаллического углерода. Нечто подобное имеет место и при торговле абонентами.
Низшая ступень «голая» абонентская база, когда пользователям предлагается перезаключить договора, после чего покупатель их подключает, а продавец сматывает кабель. Это наиболее дешевый вариант, сегодня в Москве «голый» абонент обходится в диапазоне от $15 до $100 за душу, ни об одной сделке такого рода по более высокой цене я не имею информации. Эта цена наиболее сильно подвержена множеству разнообразных факторов, и наиболее непредсказуема. В частности, именно на данном сегменте стоимость одной штуки товара с увеличением размера партии иногда не падает, а вовсе даже наоборот растет. Просто потому, что покупателю малоинтересно покупать одного абонента или даже десяток, такое количество само собой переманится при проведении мало-мальски разумной рекламной кампании, и вообще находится, что называется, в пределах статпогрешности. Кроме того, цена довольно сильно зависит от уровня конкуренции в конкретном районе. Ведь если все работающие в нем конкурирующие операторы дают рекламу равного качества и интенсивности, к ним и перебегать будут одинаково, а значит, чем выше конкуренция, тем дороже обойдется приобретение одного абонента путем переманивания. Там, где при высокой конкуренции на рекламу откликнется один, при низкой перейдут два десятка.
Следующий уровень огранки нашего алмаза продажа сети как таковой вместе с подключенными к ней абонентами. Это обходится уже дороже. Сеть материальный актив и элемент инфраструктуры. Железо и кабель, какими бы они ни были, позволяют уже обслуживать приобретенных пользователей здесь и сейчас, а это иногда дорогого стоит. Цены на сеть с абонентами начинаются где-то от $100 за душу, и иногда доходят до $200 и даже до $250, что, впрочем, крайне редко. Разброс в ценах объясняется довольно-таки разным качеством продаваемых сетей, понятно, что гигабитная оптика между домами и управляемые коммутаторы в антивандальных ящиках стоят куда как больше, чем медные воздушки и дешевые хабы, на соплях подвешенные к электрощитку.
Между этими двумя категориями уже возникает некое противоречие, зачем продавцы «голых» абонентов продают их по цене металлолома, хотя могли бы попытаться продать их вместе с сетью за более существенные деньги?
Ответ на этот вопрос крайне прост, огромное количество сетей элементарно не может быть продано иначе, как по цене «живого товара», просто потому, что дороже покупать их никто не станет. Покупатель, как правило, свои деньги считает очень аккуратно. А деньги эти есть обычно у инвестора, который собственную сеть в том же районе будет строить дорого и качественно. Говоря о вырожденном гипотетическом случае, оператор, который подведет оптику в каждый дом и поставит умное «железо» в антивандальных ящиках, совершенно не будет заинтересован в покупке коаксиальной сетки с неуправляемыми хабами. Он просто развесит по подъездам рекламные объявления и подождет первой же грозы.
Следующая ступень на этом рынке продажа не просто сети как материального актива, а целиком бизнеса. Включая юрлицо со всеми лицензиями и разрешениями, офис и команду. За это покупатель готов платить больше. Покупка предприятия вместе с командой, успешно развившей дело до конкурентоспособной стадии позволяет избежать массового перезаключения абонентских договоров (юрлицо, оказывающее услуги, остается тем же), заполучить в штат людей, которые хорошо ориентируются на местности в данном районе и умеют там работать (иначе бы не сумели стать вкусным предметом покупки), а также унаследовать договора с префектурами, управами и ДЕЗами, связьнадзорские разрешения на эксплуатауцию, хорошие отношения и полезные контакты. Покупка такого бизнеса сегодня в Москве стоит от $200 до $250 за абонента, зависит от состояния сети. Иногда чуть больше, но очень редко.
Очень редко потому, что техническую часть, в подавляющем большинстве случаев, все равно придется потом модернизировать. А модернизация потребует денег.
Наконец, на олимпе нашего хит-парада находятся компании, продающиеся целиком, и притом имеющие сети, совершенно не нуждающиеся в модернизации. Там ценовой диапазон может составлять от $250 до $350 за абонента. Иногда даже до $400, но такие сделки скорее легендарны, чем реальны. Просто потому, что покупатель не станет платить больше, чем ему выгодно, а сетей, в модернизации не нуждающихся, на рынке можно пересчитать по пальцам.
Нельзя сказать, будто формирование этого рынка во всех его сегментах уже благополучно завершилось. Сколько-нибудь существенных покупателей на нем присутствует сегодня только три или четыре.
Во-первых, «Ренова», скупающая доступные активы устами г-на Припачкина. Судя по тому, что большинство сделок с продажей другим покупателям произошло уже после переговоров с «Реновой», за активы районных сетей предлагают они не очень-то много. Вдобавок, «Ренова» явно покупает компании под нож, руководствуясь соображениями исключительно абонентской базы. Принадлежащая «Ренове» «Корбина» конкурирует на значительной территории с ренововским же «Акадо»; в Зеленограде «Акадо» борется за абонентов с «СинС-Телекомом», принадлежащем «Ренове» же, и притом холдинг г-на Вексельберга продолжает попытки скупать даже довольно небольшие активы на тех же территориях. Судя по всему, «Ренову» интересует только численность абонентской базы, и после какого-то момента все эти компании будут перепроданы кому-то вроде AOL. После чего из неизбежно ожидает вивисекция, локаут и люстрация, предполагаемый AOL, кем бы он на самом деле ни оказался, вряд ли сохранит после покупки весь нынешний зоопарк структур, культур и менеджмента. Скорее всего, все приобретенные компании будут слиты в единую структуру, а топовые позиции займут представители покупателя. Если этот сценарий сбудется, и Бешеву, и Малису с Маловым, и Самсонюку, и еще многим и многим другим блистательным профессионалам останется только сматывать кабель и искать другую работу. Про более мелких игроков и говорить нечего.
Еще один игрок, приобретающий сети, на тех или иных условиях, «Корпорация Экзи». Почти дотянувшись до тридцатитысячного порога в результате покупки нескольких небольших сетей, она реально претендует на вхождение в «Большую пятерку» и расширение её до «Большой шестерки». Судя по инсайдерским репортам формата «Мы с ними вели переговоры о продаже, но они предложили слишком мало», это далеко не лучший покупатель. Однако необходимо отметить, что недавняя смена топ-менеджмента пошла «Корпорации Экзи» на пользу, пусть робко и скромно, но компания пытается пробиться в высшую лигу. Получится ли у них это большой вопрос. Компания, основной упор которой по рекламной активности делается на форумы www.hub.ru, а сайт представляет собой забавный коктейль из орфографических ошибок и чужих пресс-релизов, вряд ли сумеет войти в число лидеров.
Среди претендентов на первенство пребывает также «NetByNet Холдинг», тут необходимо сказать пару слов чуть подробнее.
Ни для кого не является секретом, что в данный конкретный момент я в этой компании работаю. Ни для кого притом, однако, секретом не является тот факт, что мое текущее место работы никак не влияет на беспристрастность моих суждений. Когда политика компании расходилась с моим мировоззрением, я просто из этой компании уходил, и такое случалось, как минимум, дважды. А вот переступать через себя, делать что-то через силу и потом сожалеть о бездарно потраченной юности совершенно не мой жанр. У меня есть дурацкая привычка быть беспристрастным по отношению ко всем, включая текущего работодателя, а если ему что-то не нравится, то я просто покидаю компанию.
Так вот, про «NetByNet Холдинг». Его стратегия заключается в том, чтобы, в первую очередь, осваивать районы, в которых она может претендовать на лидерство. Если быстрее, проще или дешевле построить сеть с нуля, затевается строительство. Если же там уже есть лидирующий местный оператор, которого проще, быстрее и дешевле приобрести вместе со всей инфраструктурой, командой и абонентской базой, чтобы все это сходу продолжало работать с того же места, то выбирается именно покупка. Подобные сделки то и дело имеют место в настоящий момент, и люди, сумевшие построить где-то сеть, и продолжают её строить после их закрытия. Коней на переправе не меняют, а ребята, сумевшие договориться с ДЕЗом, протащить оптоволокно и набрать абонентскую базу, достаточно ценны сами по себе, чтобы их холить и лелеять.
Скептики и конкуренты в этом месте могут заверещать о том, что я занимаюсь пиаром компании, где я работаю, имеют право. Просто пусть помнят, что из компаний, где мне не нравится, я ухожу.
Но вернемся к нашему рынку.
На нем есть и другие покупатели, вроде «Старнета», но платят они, на мой вкус, неадекватно мало.
А еще этот рынок до сих пор не успел вполне развиться по, как минимум, двум причинам.
Во-первых, на нем существует целый ряд потенциальных продавцов, которые продавать ничего совершенно не хотят. Их сеть (обычно от тысячи до пяти тысяч абонентов) приносит достаточный доход, чтобы владельцам хватало на бензин и на отдых в Турции, и пока хватает, продаваться они так и не соберутся.
Во-вторых, имеет место когорта продавцов, искренне полагающих, будто с развитием конкуренции стоимость их активов вырастет до $700 или хотя бы до $500 за абонента. Мы живем в свободной стране, и запретить кому-либо что-то полагать невозможно, да.
Однако ждать сколько-нибудь существенного повышения цен с течением времени занятие совершенно безнадежное.
Оператору-покупателю приобретение сети, не говоря уже о предприятии, интересно постольку, поскольку позволяют нарастить охват зоны присутствия. Как только подобный провайдер входит в район и растаскивает по нему свою оптику, единственное, что его интересует, это абонентская база. Никому нет нужды приобретать еще один канал в тот же дом и еще одну разводку по дому. Если в доме уже есть оператор из числа потенциальных продавцов, то это его проблемы. Как только профессиональный оператор входит на территорию, о продаже сети as is можно сразу же забыть. Максимум сбагрить абонентскую базу.
Поэтому придерживать имеющиеся активы ради дальнейшей выгодной перепродажи никакого смысла не имеет. Продаваться надо сейчас, пока имеющаяся сеть еще хоть чего-то стоит. С течением времени она будет стоить не больше, а куда как меньше