Рекомендуем: Грозди.Ру. Все о вине. Рекомендуем: Nag.Ru.
Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. Издаётся с 1 декабря 1997 года






Внутризоновый, международный и междугородний трафик или Мы теперь агенты. Как с этим жить?


Ольга Лазарева
lazareva@yandex.ru


Опубликовано: 2006-10-19


Другие статьи этого автора:
Ольга Лазарева
Как сохранить овец и накормить волков

Ольга Лазарева
Распространение карт оплаты оператора связи

Ольга Лазарева
Правовые методы борьбы со спамом


Только рынок дорос до универсальности услуг связи, и появилась масса операторов, оказывающих услуги доступа в Интернет, телематических служб, телефонии и прочих смежных услуг, как с наступлением 2006 года органы исполнительной власти преподнесли новый сюрприз операторам. Теперь операторы, предоставляющие телефонию в массы различными способами, неожиданно для себя оказались вне закона, так как междугороднюю и международную связь они уже так просто продавать не могут. Естественно, получение лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи не доступно для обычного телефонного оператора. Обсуждать вопрос «почему все так обернулось в нашей стране с данным видом услуг?» в настоящей статье не предполагается — оставлю данную арену для тех, кто более разбирается в проблемах переделов сфер влияния и политики. Хотя понятно, что знание мотивации, возможно, позволило бы заглянуть вперед и более точно определить необходимые шаги к спасению, но во избежание затягивания дискуссий по этому поводу свое мнение оставлю при себе и предложу читателю обсудить сложившеюся ситуацию, а также способы оптимального выхода из неё.

В настоящий момент в России обладателями лицензий на дальнюю связь являются всего несколько компаний, которые в соответствии с новыми правовыми актами имеют право заключать договоры с абонентами/пользователями. Однако, они не обладают необходимыми ресурсами, и не смогут их наростить в ближайшее время, для привлечения, заключения договоров и обслуживания конечных потребителей услуг. Посему операторы дальней связи предлагают всем остальным заключить с ними агентские договоры на распространение услуг междугородной и международной телефонной связи. Что же данные договоры из себя представляют? Оператор, обладающий лицензией на услуги междугородной и международной телефонной связи, привлекает в качестве агента другого оператора и поручает ему совершать ряд действий, в том числе привлекать абонентов, заключать с ними договоры на оказание услуг, осуществлять учёт услуг, принимать платежи, решать ряд вопросов по выставлению бухгалтерской документации, вести претензионную работу с абонентами и прочее. Утяжеляется процесс исполнения договора между операторами необходимостью отчетности агента, что является типичным для обычных агентских взаимоотношений требованием гражданского законодательства, дополненным условиями, связанными со спецификой отрасли (например, сбор информации для статистики). Агенту за выполнение обязанностей по такому договору выплачивается вознаграждение в размере некого процента от цены услуг для абонентов, которое, в том числе предполагается, компенсирует агенту все расходы, связанные с исполнением порученного. Это то, что можно заметить на поверхности. Оговорюсь, что дальнейшее повествование, возможно, заинтересует не самых крупных операторов, а наоборот наиболее уязвимых, но данный сектор достаточно велик.

Рассмотрим подводные камни указанного сотрудничества. В связи с тем, что на момент вступления в силу изменений в законодательстве операторы, получающие услуги междугородной и международной связи для дальнейшей «перепродажи», уже имели некие устоявшиеся договоренности с операторами дальней связи, то агентский договор, как правило, для них наследовал коммерческие условия из предыдущих договоров. Разница между ценой услуг для абонентов и ценой, по которой операторы получали данную услугу, стала в новой агентской схеме называться для оператора не доходом, а вознаграждением. Вроде бы ничего нового и суммы одинаковые, но есть нюанс. Раньше оператор самостоятельно решал, по какой цене ему предоставлять данный вид услуг, так как договор был заключен непосредственно с абонентом, а сейчас абонентский договор заключается с операторами дальней связи, и уже они вправе устанавливать ограничения на верхнюю и нижнюю планку, а иногда и просто установлением жесткого размера цен для абонентов. При этом каждое изменение цены у абонента должно быть передано в письменном виде абонентам и оператору дальней связи, а по некоторым агентским договорам требует согласования с последним. Получается очень неповоротливая схема ценообразования.

Вопрос с расходами, включенными в вознаграждение, вроде бы тоже на первый взгляд не изменился, так как и ранее оператор, распространяющий услуги междугородной и международной телефонной связи, (далее по тексту оператор-агент) самостоятельно заботился о затратах. Однако, если до этого он сам мог балансировать в области окупаемости за счёт изменения цен для абонентов и снижениях затрат, то в текущем раскладе, как уже выяснилось, решение вопроса ценообразования затруднено, да и затраты частично стали поставлены в зависимость от оператора дальней связи. До агентирования обоими операторами подписывались акты об оказании услуг и оператором междугородной и международной связи выставлялись счета, счета-фактуры и направлялись извещения об изменении цен. С приходом новой схемы бумагаоборот между операторами увеличился в разы. Само простое, что появилось, это выставление оператором-агентом счетов, счетов-фактур и подписание актов на агентское вознаграждение. Объем документооборота в рамках агентского договора Вы сможете оценить далее по ходу выявления других особенностей и нововведений.

Операторы дальней связи не стали что-то изобретать и предложили с абонентами строить отношения прямо по условиям Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Большая часть операторов (особенно, оказывающие услуги физическим лицам) до сих пор заключала с абонентами договоры присоединения (договоры, называемые обывателями, «публичной оферты») или упрощенную форму договора, например, когда абонентом подписывался лишь «бланк заказа» или короткий договор, а многочисленные условия договора выносились в приложения, регламенты и правила, публикуемые на сайте или в биллинговых системах. Операторы дальней связи, за некоторыми исключениями, «следуя» букве закона и привычке работать с корпоративными клиентами предписывают своим агентам заключать многостраничные абонентские договоры в письменной форме, как с юридическими, так и с физическими лицами, а также готовы оказывать абонентам услуги только после подписания абонентского договора. Соответственно, если ещё в текущем режиме реализовать это не очень проблематично (хотя для привыкших и операторов, и абонентов к минимальному количеству бумаг это также является проблемой), то в переходный период перезаключить договоры со всеми клиентами, получающими услуги междугородной и международной телефонной связи, это целая эпопея. Кроме того, возникает много связанных вопросов, например, с доставкой счетов/счетов-фактур абонентам, детализированных счетов (по междугородним-то переговорам за месяц!), извещений о каждом изменении цен и прочее, чего делать наши операторы совсем не привыкли. Но это ещё не всё — все эти документы (абонентские договоры, счета и прочее) в оригинальном виде или в виде копий требуется перенаправлять оператору дальней связи (в общем-то, логично, но сколько затрат).

Отдельный вопрос с предоплатой и претензионной работой. Расчетов на основе предварительной оплаты за данный вид услуг больше нет. В соответствии с указанными выше Правилами абонент оплачивает услуги не ранее 15 дней с момента выставления счета, что, как правило, и заимствовано операторами дальней связи в свои схемы расчетов. Существует также вариант с абонентской системой оплаты, тогда абоненту надлежит произвести платеж не позднее 10 дней с момента окончания расчетного периода. Чтобы оператору-агенту по-прежнему получать от абонентов авансовые платежи, придется формулировать хитроумные пункты в абонентские договоры и уговаривать оператора дальней связи на включение таких пунктов в уже его клиентский договор. А если не получается, то расплачиваться с пользователями по факту и осуществлять мероприятия по взиманию дебиторских задолженностей с абонентов. Последнюю обязанность операторы возлагают на операторов-агентов с указанием, что расходы со всеми вытекающими на её выполнение также входят в агентское вознаграждение. По-моему мнению, вся вышеоговоренная схема, если и не заимствована по образу и подобию от взаимоотношений между сотовыми операторами и агентами, то очень похожа. Только при таком заимствовании (схожести) не учтено, что, если агентами у сотовых операторов являются лица, которые располагают сетью торговых точек, и абоненты (потенциальные абоненты и пользователи) сами приходят к агенту в пункт продаж и им не сложно на месте подписать договор и произвести оплату, то наши операторы-агенты, распространяющие услуги междугородней международной телефонной связи, работают с абонентами, не желающими лишних телодвижений и предпочитающих, что к ним приедут, привезут и все что необходимо отправят и т. д. Причем операторам дальней связи не очень важно как будут бороться с такими трудностями операторы-агенты, равно как и писателям нормативов, а у оператора-агента просто нет другого выхода, как принимать большинство подобных предписаний.

Далее очень интересный вопрос про абонентскую базу. Хорошо, смирились со всеми сложностями по формальной части. Взглянем на взаимоотношения как таковые. Есть оператор-агент, обладающий некой базой работающих абонентов и потребляющих услуги дальней связи в том числе. Вот он заключает с ними абонентские договоры от имени оператора дальней связи, предоставляет последнему всю информацию об абоненте, сами договоры, отчеты и прочее, а взамен получает свой агентский процентик. На данный момент оператор дальней связи не имеет ресурсов для обслуживания этой массы пользователей, но проходит некоторое время и либо оператор разовьет свои возможности, либо приобретет некоторое количество дружественных операторов без лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи, но способных организовать обслуживание пользователей. Для отъёма клиентской базы не требуется ничего сложного, стоит только расторгнуть агентский договор с оператором-агентом, а абонентские договоры как были с оператором дальней связи, так и есть, только меняются банковские реквизиты для оплаты. Наладить работу через новую обслуживающую структуру дело техники. Причем при наличии имеющейся информации об абонентах привлечь пользователей на другие услуги (телефонии, Интернет и прочие услуг связи), также не составит труда. Получается как в том анекдоте: «…и топора нет, и денег, и всё по закону». И действительно, при подписании типового варианта, предлагаемых агентских договоров, механизма защиты для оператора-агента от подобных последствий нет. Вы думаете, стоит надеяться на порядочность операторов дальней связи? …в нашей стране?

Основные неприятности мы обсудили, возможно, ещё много осталось за кадром, но считаю и этого вполне достаточно. В итоге, в какой ситуации оказались операторы-агенты, желающие продолжать оказывать услуги (уже «распространять услуги» или «организовывать доступ к услугам») международной и междугородной связи:

  1. Сейчас, не заключив в январе подобных договоров с операторами дальней связи, они оказываются вне закона. Благо, инструкций у надзорных органов в области связи по пресечению такой деятельности нет пока, но она не за горами.
  2. Если заключить агентский договор и не выполнять его условий (так как просто тяжело: и бумагооборот велик, и несознательные абоненты будут затягивать процесс перезаключения договоров), то это влечет санкции от оператора дальней связи за невыполнения условий. Желание изменить агентский или, тем более, абонентский договор для приближения их к реалиям оказания услуг приведет к затягиванию этого процесса и, как следствие, нарушению законодательства, так оказание услуг не приостанавливается.
  3. Заключение агентского договора и следование его условиям может привести к ухудшению бизнеса и возникновению значительных рисков.
  4. Как вариант, просто отказаться от подобного направления деятельности.

Да, нам задают все более сложные задачи, но у нас в стране в любой ситуации можно найти выход. Конечно, этот выход будет совокупностью правовых и технологических методов решения. Я постаралась, в своей статье подтолкнуть читателя к решению, но, думаю, тут… тссс, все, кто увидел очевидное, сделают выводы и промолчат, а то и последний краник перекроют :).


Копирование и последующее коммерческое использование информации не допускается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.
© Независимый обзор провайдеров (Provider Proof Review) 1997—2024.
Концепция: Андрей Васин, Sigent 1997—1998; Александр Милицкий 1999—2014.
  Rambler's Top100 LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня